В якутском эпосе олонхо Нижний мир описан как мутное пространство с едва пробивающимся лунным светом, где живут злые духи – железные, однорукие, одноглазые, одноногие исполины-богатыри, способные принимать любой образ, обманом и силой добывая себе блага Серединного мира. Пафос олонхо сосредоточен на противостоянии их нападкам на людей. Архитектоника грандиозного трехмирия выстроена как единство бушующих противоборствующих стихий в неустанной битве за Красоту. В ней вершит исход дела Верхний мир, где на самом высоком небе восседает Юрюн Аар Тойон – белый господин, Бог Солнца.
Современное искусство, будь то новые небывалые формы или модернизация классики, неожиданный поворот старых тем или погружение в архаику, говорит о новом мировидении, новом понимании художником себя и своей роли в мире. И главное, о чем говорит современное искусство, – это об обновленном состоянии общества, новых запросах его интеллектуально-духовного бытия.
Уникальным явлением современного искусства Якутии стал Театр Олонхо – классический театр народа саха, выросший на рубеже ХХ-ХХI веков как «золотая ветвь» Саха театра. По мысли основателя Театра Олонхо Андрея Борисова, он возник как результат духовно-интеллектуального напряжения всего ХХ века Якутии. Это не механический перенос текстов олонхо на сцену и не этно-фольклорное зрелище, это высокопрофессиональный театр, основанный на мифологической драматургии и канонических выразительных средствах, отшлифованных веками в календарных праздниках, сказительском искусстве и шаманских мистериях. Важнейшим условием классических театров является высокое мастерство драматического актера в сочетании с пластическим и певческим искусством.
Явление театра из эпоса произошло в Индии две с половиной тысячи лет назад, в Греции – в V веке до нашей эры, в Японии – в ХIV, в Китае – в ХVII, в Монголии – в ХIХ веке. Великий Эсхил, создатель театра Греции, говорил, что все его трагедии – это «блюда из Гомера». На протяжении тысячелетий классический театр возникал в странах мира как способ закрепления духовных ценностей, выработанных этносом, и как способ противостояния ассимиляции.
Своим рождением якутский Театр Олонхо обязан осмыслению эпического наследия саха выдающимся писателем, поэтом-философом, драматургом, ученым-лингвистом Платоном Алексеевичем Слепцовым-Ойунским и его религиозной драме «Нюргун Боотур Стремительный». В режиссерском творчестве Андрея Борисова Театр Олонхо явился результатом многолетних поисков исконной якутской эстетики. После семнадцати лет работы в Саха театре (Якутском драматическом театре им. Платона Ойунского) Андрей Борисов впервые в истории якутского сценического искусства поставил спектакль по олонхо «Кыыс Дэбилийэ» (2000) со Степанидой Борисовой в главной роли. Так явился новый современный театр с древними корнями – Театр Олонхо, где богатырка Верхнего мира предстала небесной воительницей, живущей на своем «чистом без пылинки» небе, откликнувшейся на зов о помощи богатыря Серединного мира.
Призывая на помощь небесные силы в момент смертельной опасности, богатыри Серединного мира обращаются к силе девственной чистоты, силе великих светлых устремлений, и небо помогает им.
В 2002 году спектакль «Кыыс Дэбилийэ» получил первую в истории якутского театрального искусства «Золотую маску» – премию Российского театрального фестиваля. Тогда перед публикой предстала небесная воительница, спасшая Серединный мир людей, покрытый шелковистыми травами, с тучными стадами рогатого скота, табунами упитанных резвых коней, скалистыми берегами-утесами над матушкой Леной-рекой, неувядающим праздником Ысыах на цветущей земле, богатырями-защитниками рода человеческого от злых духов Нижнего мира, представленных в этом первом спектакле в фантазийно-сказочных образах.
Масштабная сценография (Геннадий Сотников), красота якутской ритуальной атрибутики, национальные костюмы, старинное оружие (костюмы и дизайн оружия – Лена Гоголева) воссоздавали образы мифологии якутов. Тойук как главное выразительное средство явил миру новый театр.
Космогонический масштаб Театра Олонхо создается древними священными песнопениями – тойуками, искусное владение которыми отличает Степаниду Борисову. Сочетание сильного пластичного голоса – огромный исполнительский диапазон от народных песен до джаза и рока – с драматическим талантом сделало Степаниду Ильиничну не только любимицей народа, но и блистательной актрисой, не знающей жанровых и стилевых трудностей в любом репертуаре от «Медеи» Софокла до «Старухи» Хармса.
Моноспектакль по трагедии Софокла «Медея» в обработке Хайнера Мюллера («Экран и сцена», № 23, 1996), в переводе на якутский язык Н. Харлампьевой сыгран Степанидой Борисовой на международном театральном фестивале «Соло» (Москва, 2011) и других фестивалях современного искусства. В Татарстане сыгран на русском языке.
Премьера спектакля «Старуха» Хармса состоялась 14 апреля 2009 года в московском клубе «Мастерская». По замыслу режиссера пришлось играть плотно перебинтованной и прибинтованной на манер сплошного гипса к высокому жесткому стулу-трону. Весь спектакль актриса играла в неподвижности. И только текст, голос, интонация, с включением тойука сделали зрелище неподражаемым.
Играла Степанида Хармса во многих городах и странах на фестивалях. В Украине стул-трон был водружен посреди развалин старого замка. Номинированную на «Золотую маску» постановку смотрел в Москве Кирилл Серебренников. Выходя из театра, он написал о Степаниде на доске: «Великая!»
Она не только великая актриса, но и великий педагог. Большая часть труппы Театра Олонхо – ее ученики. Это дает возможность с полным правом называть ее создательницей Театра Олонхо.
И вот новая постановка того же олонхо – «Кыыс Дэбилийэ» в 2021 году. Режиссер – Степанида Борисова, художник – Сардана Федотова, композитор – Николай Михеев.
Новая визуально-пластическая стилистика спектакля говорит об эволюции Театра Олонхо в постановках Степаниды Борисовой. Никакого этнографизма в оформлении спектакля, современный силуэт костюмов-«унисекс» для злых духов Нижнего мира произвел сильное впечатление. Одних восхитил, других возмутил.
Этот загадочный Нижний мир в спектакле Степаниды Борисовой воплощается метафорически в образах обаятельных, сексапильных молодых людей, существующих в пустом, темном, чуть подсвеченном пространстве, в невесомой, танцевально-акробатической пластике, напоминающей движения слегка одурманенных алкоголем или чем-то еще. Они пребывают в веселье и безобидных шалостях. Но вот «шалости» зашли слишком далеко – похищена девушка! Страшная история, но никому нет дела, веселье продолжается. И как гром среди ясного неба, с Верхнего мира богатырка Кыыс Дэбилийэ является на зов богатыря Чугдана – брата похищенной девушки. И весь этот призрачный мир с единственным культом – «данс-контемпорари» вдруг обнаруживает свою пустоту и невозможность побороть вечную величавую красоту и силу девственной чистоты! Танец-бой, в котором все решает пластика, представляет столкновение экстатического низменного с просветленным возвышенным.
Пустота вместо созидательной деятельности как воплощение злого духа весьма убедительна. Что может быть более опасным для людей, чем воинствующее ничто, способное имитировать все!
Внешний контраст описанных в олонхо чудищ с обаятельными, модно одетыми молодыми людьми на сцене отчетливо доносит мысль о современном духе зла, гнездящемся в недрах человеческого беспутного, пустого существования, порожденного индустрией развлечений.
Прекрасная легкая, бесшумная пластика, симбиоз танца, полусонного сомнамбулического блуждания, эйфорическая невесомость гармоничны изящным современным костюмам, сконструированным Сарданой Федотовой. Их силуэт играет вместе с актером. Длинные плетеные пояса с кисточками смотрятся то как стильный аксессуар, то напоминают чертовские хвосты, а то и как свойственные костюмам актеров сатировой драмы классического театра гипертрофированные накладные фаллосы.
Актеры и выпускники Арктического государственного института культуры и искусств, ученики Степаниды Борисовой, отлично показали себя. Чувствуется громадный шаг в освоении сценической техники. Пластика, замечательные голоса, подвижность канонических форм песнопений, остроумное транспонирование их в популярный, классический и джазовый вокал говорят о таланте и мастерстве.
Ньургуяна Маркова, Дмитрий Алексеев, Елена Оленова, Гавриил Менкяров, Дмитрий Хойутанов, Андрей Соловьев, Анастасия Алексеева, Дмитрий Захаров, Павел Колесов – яркая индивидуальность каждого из них, умение работать по-настоящему приносят очевидный успех, их огромный актерский потенциал реализовывается на глазах у изумленной публики!
Спектакль, поразивший зрителей неожиданным ракурсом загадочного Нижнего мира, прозвучал молодо, задорно, с юмором, достойным эпоса олонхо, и с тем же пафосом необоримого света.
Современное звучание олонхо стало главной чертой постановок Степаниды Борисовой. Потому так увлеченно работают бывшие ее студенты над вечными темами древних сказаний, и сердце молодых зрителей открывается навстречу олонхо.
«Кыыс Дэбилийэ» – это третья режиссерская работа в Театре Олонхо народной артистки России Степаниды Борисовой. Каждая ее постановка, включая курсовые работы студентов Арктического государственного института искусств и культуры, открывает новые черты эстетики Театра Олонхо. В них происходит становление уникальных актерских навыков – сложнейшая постановка дыхания и голоса в сочетании со сценическим движением и экстатическими танцами. И, что еще важнее, в них восстанавливается связь с предками через древнюю музыку слов и песнопений, и раскрывается «цветок стиля» Театра Олонхо.
Богатая творческая жизнь Степаниды Борисовой, уникальный педагогический опыт, позволивший создать на основе школы русского реалистического театра совершенно новых актеров эпико-мифологической театральной культуры, предполагает более подробное и более углубленное исследование.