Путевые заметки
Царь. …А ты, мой сын, чем занят? Это что?
Федор. Чертеж земли московской; наше царство
Из края в край. Вот видишь: тут Москва,
Тут Новгород, тут Астрахань. Вот море,
Вот пермские дремучие леса.
А вот Сибирь.
А.С. Пушкин «Борис Годунов»
«Россия слишком мало известна русским» – сожалел Пушкин в записке «О народном воспитании»[1] в1826 году. Великий поэт был велик не только своим поэтическим талантом, но всеохватностью мировоззрения, мудростью души, любящей Отечество. И советовал, что еще надо знать о России: «…сверх ее истории, ее статистика, ее законодательство требуют особенных кафедр»[2]. Сегодня, когда народ России еще не очень далеко продвинулся в знании своей страны, когда Сибирь – остается своебытной, рассматриваемой как бы с отдаленья частью России, такой «особенной» гуманитарно-просветительской кафедрой можно назвать Общественный благотворительный фонд «Возрождение Тобольска». О направлениях его деятельности, связанной с популяризацией исторических и современных сторон жизни Сибири через издательско-просветительские проекты, известно в России и за ее пределами. Но есть у основателя, идеолога и председателя фонда, коренного сибиряка, книгоиздателя, историка, коллекционера, художника-фотографа, почетного члена Российской академии художеств Аркадия Григорьевича Елфимова особая форма деятельности, эпиграфом к которой могут быть слова великого Н.В. Гоголя – «Нужно проездится по России».
Для чего? Для того, чтобы ее полюбить, а чтобы ее полюбить, ее надо узнать. А чтобы узнать, надо побывать в Тобольске! – уверен А.Г. Елфимов. О такой любви болел душой Николай Васильевич Гоголь: «… у каждого есть мнение о России, но нельзя верить никому. Нужно самому узнать, нужно проездиться по России… Жизнь нужно показать человеку, — жизнь, взятую под углом ее нынешних запутанностей, а не прежних, — жизнь, оглянутую не поверхностным взглядом светского человека, но взвешенную и оцененную таким оценщиком, который взглянул на нее высшим взглядом христианина. Велико незнанье России посреди России. Все живет в иностранных журналах и газетах, а не в земле своей. Город не знает города, человек человека; люди, живущие только за одной стеной, кажется, как бы живут за морями. Вы можете во время вашей поездки их познакомить между собою и произвести взаимный благодетельный размен сведений, как расторопный купец, забравши сведения в одном городе, продать их с барышом в другом, всех обогатить и в то же время разбогатеть самому больше всех. Подвиг на подвиге предстоит вам на всяком шагу…»[3]
В это смысле А.Г. Елфимов – человек просветительского подвига, сподвигающий на него своих соотечественников, современников-единомышленников из разных краев России и даже других стран. Он щедро приглашает гостей в свою тобольскую усадьбу и сам показывает любимый край тем, кто может понять, прочувствовать и отразить в художественных формах сибирскую жизнь, кто рассказами о своих краях и созиданиях интересен тоболякам. А.Г. Елфимов приглашает в Тобольск, в свой большой дом, писателей, историков, художников, которые могут выявить и отразить в своем творчестве значение великого града Тобольска в истории и будущем России. Это необходимо для нашего Отечества, должного стать посредством усиливающейся центростремительной силы всенародного служения и преданности великой и малой Родине единым организмом, сияющим сгустком любви.
В осуществление этого процесса – все издания фонда «Возрождение Тобольска», на это направлены каждодневные дела его руководителя. Показательна новая книга фонда «С благодарностью – ваш Валентин Курбатов», в которой известный критик, друг фонда и Тобольска, развил мысль М.В. Ломоносова, говорившего о прирастании России Сибирью. Мудрец В.Я. Курбатов убежден, чтобы избежать многих современных сибирских проблем, следует изменить направление смыслового вектора, понять и показать, что если Россия прирастает Сибирью, то и Сибирь – прирастает Россией! Что у нас не прикладная история, а общая физиология, один организм.
«За последнее столетие Сибирь стала нашим сердцем, вошла в кровообращение. И теперь уж и Потанин[4] не решился бы повторить, что “в Сибири потребность в автономии сильнее, чем в какой-либо другой части Великороссии”. Сама она бы и не позволила это повторить, хотя она по-прежнему в своём величии и богатстве — подлинная вселенная, самодостаточная для себя, Бога и человека»[5].
И я поучаствовала в дивном действе – мне, петербуржанке, довелось «прирасти Сибирью», а Сибири, в какой-то мере, через меня, – прирасти санкт-петербургской Россией. Может, хотя бы в связи с именем и деятельностью Абрама Петровича Ганнибала. Перед творческой поездкой в Тобольск, я побывала на могиле прадеда «Солнца русской поэзии» в поселке Суйда, Гатчинского района Ленинградской области. Здесь было его имение, здесь вблизи шумной автомобильной трассы находится могила «арапа Петра Великого», единственно оставшаяся от некогда большого поместного кладбища. Через образ и воспоминания о жизни знаменитого предка Пушкина я роднилась с Тобольском, где он, будучи офицером, оставил след службой в инженерном корпусе, участвовал, а потом и руководил возведением Тоболо-Ишимской линией укреплений, создаваемых по указу Сената в начале 1752 года.
А рядом с Суйдой – Кобрино, где сохранился маленький крестьянский домик няни Пушкина Арины Родионовны, о воспитаннике которой знает весь мир. Где Ганнибал?.. Где Арина Родионовна?.. Их нет, но, кажется, они есть. И вспомнились мне слова из стихотворения замечательного современного петербургского поэта Николая Рачкова «Пелагея», в котором так создается образ невозвратно-неизбывного.
…Семерых она взрастила
В неизбывной доброте.
Тихо лоб перекрестила,
Прошептала: «Слава те…»
И опять: «Ну, дай те Боже…»
Вот её пропал и след.
Эти старые калоши,
Этот плюшевый жакет.
Эти окна сельсовета,
Да в бурьяне колея.
Эта жизнь – комочек света
В грозной бездне бытия!
"Комочек света"
Эта жизнь – комочек света
В грозной бездне бытия!
Н. Рачков
Тобольск, с его белоснежным, распростертым как крылья чайки кремлем, белыми старинными административными зданиями, со многими соседствующими белокаменными храмами с золотыми крестами – с самолетной высоты, действительно, кажется сгустком света. Верхний город – сердце Тобольска. Это исторический узел, в котором сплелись века и победы, судьбы гениев и первопроходцев, деяния воинов и строителей. Прежде Тобольск я представляла по гравюрам петербургского графика Нины Казимовой, много своих работ посвятившей этому древнему городу, бывшему третьей столицей России.
Ее работа «Ветхозаветная Троица» не только символизирует ангельское покровительство Тобольска, основанного в 1587 году, по преданию, в Троицын день, но дает представление о духовной сути города, расположенного на нескольких уровнях, похожего на двухярусный иконостас, несущего в своем рельефе абрис Церкви. На гравюре Нины Казимовой – «Ветхозаветная Троица» не только религиозный образ, но символ, соединяющий времена и сословия, материю и дух. Художник, изображая конкретные архитектурные достопримечательности города, высветляет метафизические его смыслы, раскрывает высшую идею – устремленность от земли к небесам.
Сам город дает ощущение, что пространство между землей и небом наполнено густой, полнозвучной, широкой жизнью человеческой. По гравюре Нины Казимовой я представляла Тобольск как город разновременных и разноуровневых пластов человеческого существования. Здесь в нижнем, близком к земле ряду изображены, подчеркнуто детально, старинные тобольские домики. В них на протяжении веков протекала нелегкая жизнь сибиряков, в таких домиках рождались те, кто прославил в дальнейшем не только Тобольск, но и всю Россию: ученый Дмитрий Менделеев, композитор Александр Алябьев, поэт Павел Ершов, художник Василий Перов, архитектор и первый ректор Российской академии художеств Александр Кокоринов и другие знаменитые люди России.
В следующем изобразительном регистре гравюры – возвышающиеся склоны, оказывающиеся над крышами этих домиков, повышают уровень нашего зрения, выводят рассмотрение на новый уровень. Там, на этих плавных склонах, как на облаках, легко парят тяжелые храмовые строения. Ажурные кресты узорчатых куполов и высокая узкая колокольня, кажется, сшивают землю с небом, мало здесь отдаленные друг от друга. Это Тобольский Кремль. В верхнем регистре – собственно Троица, символизирующая Божественное присутствие вблизи человека, образы Господнего милосердия и Вечности. К этой высшей точке обращается наш взор с молитвой «Пресвятая Троица, помилуй нас…».
Действительно, молитва не покидает душу, когда находишься в старинной части города, отреставрированной, идеально ухоженной, исполненной света и колокольного звона. Но где же умилительные деревянные старинные тобольские домики с резным декором, с сияющими небольшими окошечками, которые я видела на гравюре Н. И. Казимовой? Лишь несколько подобных удалось найти в центральной части города. Чуть больше – старинных каменных домов, принадлежавших в прошлые века тобольской знати и государственным учреждениям.
Вообще, архитектура, как ее еще называют, застывшая музыка, дело государственное, тем более в городе, признанном столицей. Конечно, следует учитывать меняющуюся архитектурную моду и вкусы. Памятники зодчества – от дворцов до изб – летопись народной истории, воплощенная мечта. При всем архитектурном разнообразии «русский стиль» – наиболее характерный для Тобольска – это архитектурный «историзм». Как поясняет известный исследователь русского зодчества Юрий Ростиславович Савельев, предупреждая о различии эклектизма и историзма, «эклектичность архитектурного произведения подразумевает использование разнообразных, преимущественно декоративных, мотивов. “Историзм” – понимание и выражение почерпнутых из арсенала исторического (преимущественно средневекового) наследия принципов пространственной организации в сочетании, конечно же, с декоративными мотивами. <…> Процесс осознания ценности истории архитектуры заказчиками и зодчими неразрывно связан с мероприятиями по законодательной охране наследия, а реставрация архитектурных памятников признавалась делом государственной важности»[6].
Нельзя предъявить претензии к властям Тобольска, что они не занимаются реставрацией. Все туристические комплексы в идеальном порядке. Множатся современные жилые дома невыразительной стандартной внешности, вклиниваются в исторические комплексы. Но где же старый тобольский архитектурный уклад, привлекающий сюда путешественников, любителей старины? Где город купцов и ремесленников? Где знаменитые дома, как, например, еще недавно существовавший дом ссыльного декабриста Фонвизина, чья жена – Наталья Дмитриевна подарила Евангелие Федору Михайловичу Достоевскому, находившемуся в Тобольске в пересыльном доме на пути в Омский острог? Эта Книга изменила не только мировоззрение молодого бунтовщика, но способствовала его становлению и развитию как великого русского писателя. Надо отметить, что сам пересыльный дом еще существует, но находится, очевидно, вне интересов городских властей и не представлен как исторический архитектурный памятник.
А ведь недалеко от него расположен лучший памятник Тобольска, один из лучших в России – памятник Достоевскому скульптора Михаила Владимировича Переяславца. Так Александр Анатольевич Клюев, живописец, искусствовед, профессор Сибирского государственного института искусств, определяет его духовную и художественную ценность. «Великим достижением Михаила Переяславца считаю памятник Достоевскому возле Петропавловской церкви. На мой взгляд, это лучшая его работа. Великолепно поставлено в пространстве, хочется ходить вокруг него, искать и находить выразительные точки, с которых начинают работать силуэты, выступать столь необходимые детали: драматически сжатые кисти рук, кандалы, Священное писание, глазами «щупать» его, ощущать, настолько мощная лепка, настолько мощная форма. Настоящее произведение искусства!»[7]
Выглядит не только как сказочная игрушка, не только как источник зрительного и тактильного ощущения максимально приближенный к зрителю многочастный памятник М.В. Переяславца, посвященный поэту Петру Ершову и его знаменитой сказке. Сложная скульптурная группа передает поэтичность, русскость, оптимизм и динамизм произведения выдающегося уроженца Тобольска.
Я согласна с художником А.А. Клюевым, работы М.В. Переяславца – сокровище города, и радуюсь ему. Но какое же безрадостное впечатление производит бывший купеческий, некогда прекрасный двухэтажный деревянный дом на улице Басова, украшенный богатой резьбой, барельефами, декоративными вазонами, напоминающими гранитный декор петербургских домов XIX века. Он, построенный в красивейшем месте в нижнем городе, вблизи Иртыша, ныне подпертый бревнами, покосившийся, почти падающий, кажется, вопиет «Спасите меня! Ведь я на страже истории и России! Я нужен будущим поколениям, чтобы они гордились своими предками, восхищались их умением!» Но никого рядом с умирающим шедевром нет. Никто не спешит с чертежами, досками и бревнами. А ведь еще можно успеть. Присоединяюсь к мольбам уникального строения – «Спасите шедевр!»
Как замечают специалисты и простые жители, вокруг новых прекрасных классических городских памятников образовались пространства, наполненные духовной силой, композиционно объединяющие храмовую и светскую, старинную и современную архитектуру. Но это все-таки места единичные, избранные. В целом город, определяющийся сложным природным ландшафтом, гармоничного архитектурного облика не имеет. Об этом сожалеют жители Тобольска, это отражается в непрерывно корректируемых на протяжении десятилетий все новых и новых архитектурных планах города, в большинстве не учитывающих особенности городского организма. Так об этом нескончаемом изнуряющем процессе поиска решения пишет профессор Новосибирской государственной архитектурно-художественной академии Геннадий Николаевич Туманик: «Определив старому Тобольску роль периферийного района в структуре развивающегося города, авторы генерального плана тем самым отодвинули на задний план значение исторических факторов, сообщающих городу уникальность и неповторимость. Одним движением руки разрушена многовековая преемственность в развитии города. И здесь вряд ли следует списывать неудачи генплана на масштабы резкого роста города, на революционность этапа градостроительного развития.
Отдавая приоритет развитию города в северном и северо-восточном
направлениях, авторы генплана вынуждены были от традиционной для города радиально-лучевой структуры перейти к линейной. Жертвуя принципами живописной композиции в организации городских пространств, что было обусловлено природным ландшафтом центральной части города, они приходят к лапидарной микрорайонной схеме, в которой вообще невозможно обнаружить какие-либо характерные принципы и приемы формирования пространств»[8].
Понятно, что для сохранения города нужны деньги. Как сетуют сами тоболяки, огромные деньги, которые область получает от продажи нефти и газа, не участвуют в реализации градостроительных проектов, в сохранении историко-культурных ценностей. Конечно, нужна личная воля, нужны неравнодушные, смекалистые люди. Нужно усовестить алчных застройщиков, вырывающих у города самые ценные куски земли под свой новодел. Нужны специальные комплексные проекты, хотя от деревянной старины мало что и осталось. Многое утрачено безвозвратно, как подтверждает профессор Г.Н. Туманик: «Желание уберечь исторически сложившуюся часть города от типового панельного строительства, высказанное генеральным планом и поддержанное последующими проектно-планировочными решениями, обернулось на практике ускорением темпов старения и гибели старого Тобольска»[9].
А не поискать ли чужого опыта? Вспомним, как сербский режиссер Эмир Кустурица построил этно-деревню Дрвенград (Деревянный город), воплотив свою мечту о своем доме после потери дома в Сараево. А, может, выставить разрушающиеся памятники архитектуры на конкурс? В Тюменской области немало состоятельных людей, которые могут посоревноваться друг с другом в благотворительной деятельности: кто лучше, быстрее, правильнее, любовнее отреставрирует хотя бы по одному старинному зданию? Кто отдаст часть своей души и состояния ушедшим поколениям во имя будущих? Тот будет считаться более знатным, особо уважаемым. В старину купцы гордились принадлежностью к гильдии высокого уровня, так как достигали его трудом, благотворительностью, меценатством.
О том, что молодое поколение достойно этих благодеяний и ждет их, я убедилась на встрече со школьниками разных классов, состоявшейся в конференцзале «Ермак» в новом тобольском торговом комплексе. О жизни, о санкт-петербургских писателях, о любви я говорила с ними, как с понимающими взрослыми. Хотя и взрослых в зале было немало – учителя, библиотекари, представители творческой интеллигенции. Всемирно известный тобольский косторез, выдающийся художник Минсалим Тимергазеев активно принимал участие в разговоре, подтверждая, что взрослых и детей волнуют во многом общие вопросы. Многие молодые люди откликнулись на мое выступление своим вниманием, некоторые заинтересовались возможностью личного совершенствования в поэтическом творчестве. Дети – самое большое богатство Тобольска, и взрослым надо много постараться, чтобы они и дальше остались верны своему городу, чтобы гордились его исторической судьбой и честно служили ему. Чтобы понимали, что архитектурный облик – одна из ипостасей исторического бытия великого Тобольска.
О величии этого города свидетельствует не только его история, но и его современность, его почитание выдающихся земляков, прославивших не только Тобольск, но и всю Россию. Это воин Ермак и протопоп Аввакум, гениальный химик Дмитрий Менделеев и выдающийся композитор Александр Алябьев, автор знаменитой во многих поколениях россиян сказки «Конек-Горбунок» Петр Ершов. Это и Федор Михайлович Достоевский, получив в подарок от жен декабристов Библию, вступивший в Тобольске на духовный путь, который привел его к творческим вершинам. И всем этим выдающимся людям в Тобольске поставлены уникальные памятники.
Ершова, Достоевского увековечил скульптор Михаил Владимирович Переяславц, Алябьева – Сергей Григорьевич Мильченко. Во многом в осуществлении такой возможности заслуга Аркадия Григорьевича Елфимова. Как отмечает А. А. Клюев, «повезло городу: Аркадий Григорьевич дружил с лучшими скульпторами нашего времени, с Михаилом Переяславцем, и с его, Елфимова, подачи город обогатился памятниками, высочайшими достижениями искусства нашего времени — можно так смело сказать. Я много путешествовал по исторической Европе и новые тобольские памятники, на мой взгляд, выдерживают сравнение с европейской классикой»[10].
Потрясающее впечатление оставляет памятник уроженцу Тобольска композитору А. Алябьеву скульптора С.Г. Мильченко. Вдохновенный, воодушевленный встречным ветром, с распахнутыми полами пальто композитор, отпускающий в вечность своего «Соловья», стоит напротив красивейшей восстановленной Захарьевской церкви, такой же возвышенной, воздушной, как и всемирно известный алябьевский романс.
Памятниками Тобольска прирастает Россия, а через мое ими восхищение и Санкт-Петербург, связанный с судьбами этих великих тоболяков. Рассматривая дивные скульптуры, я вновь мысленно связала Санкт-Петербург и Тобольск, огорченно позавидовав последнему. В моем родном городе таких замечательных современных памятников нет. Зато есть два(!) памятника собачке американского писателя Сергея Довлатова и несколько монстров американского скульптора Михаила Шемякина…
Размышляя о причинах, я подумала, что само пространство Тобольска противится объемным и нравственным искажениям. Пространство – светоносное, высокое, исполненное красоты – яркая характеристика тобольского края. Оно не позволяет сфальшивить ни воину Ермаку, ни священнику Аввакуму, ни современным художникам или скульпторам. Здесь все настоящее. Вообще, пространство – важная характеристика бытия. Образно предположение физика Конрада Финейгла (1858–1936): «Представьте, что будет, если убрать пространство, разделяющее материю. Вселенная сожмется до размеров комочка грязи. Именно пространство удерживает все вещи на своих местах»[11]. Но до этого было сказано в Библии, что пространство исполнено Духа. По слову Иисуса Христа: «Дух животворит… Слова, которые говорю Я вам, суть дух и жизнь» (Иоанн 6:63). Но как может исчезать пространство? Кровопролитные революции, войны, зло человеческое, наполняющие пространство хаосом, приводят к тому, что оно неумолимо сжимается. И только людской дух, любовь и вера могут этому противостоять.
И, действительно, ведь кто-то сберег старинный домик вблизи Тобольского кремля, нашлись те, кто сделал «Музей истории освоения и изучения Сибири им. А.А. Дунина-Горкавича» в его деревянном доме. В Тобольске немало музеев, но этот особенный, уютный, семейный. И очень умный. Он является центром комплексных географических, естественнонаучных и историко-этнографических исследований, отраженных в ряде интереснейших экспозиций. Это, например, выставка «Сибирь в представлениях европейцев (XI -XVII в. в.)», экспозиция, посвященная жизни и деятельности Дмитрия Менделеева, портретная галерея «Славные имена земли Тобольской» и другие. Фотографии, личные вещи выдающихся тоболяков свидетельствуют о подвигах людей, просвещенных не только науками, но и светом животворящего Духа. Мы их помним и знаем по их делам, подтверждающим, что от каждой личности зависит, какую она выбирает стезю – разрушать и убивать или сберегать и преумножать. И многих разрушителей, оставивших по себе в Сибири кровавую память, следовало бы забыть…
Используя категории современного великого философа Александра Сергеевича Панарина, можно сказать, у кого-то есть алиби перед судом истории, а у кого-то нет.
«Нет алиби»
Речь идет о полной вменяемости человека, ибо
над ним не властны никакие материальные и
космические силы; все катастрофы, могущие произойти
с ним, имеют своим источником его собственные
прегрешения, и в этом смысле у человека “нет алиби”
А.Панарин
В Тобольске хочется размышлять и говорить о единстве народа, рассматривать его примеры, призывать к нему в будущем, так как это основное условие существования и крепости нашего Отечества – России. Единство народов, вернее, народа, определяется единством историческим, территориальным, духовным. Это единство дается не просто, оно завоёвывается в борьбе – на поле брани и в пространстве души. О поле брани свидетельствуют героические подвиги сибиряков в годы Великой Отечественной войны и победы Ермака на крутых берегах Иртыша, помнящего трудные сражения. Хотя сегодня в Сибири отношение к легендарному народному герою неоднозначно и некими, очевидно западно-ангажированными инициаторами, подвигается к пересмотру. Формируются силы, обличающие завоевания Ермака, совершенные во имя России. Наверное, это люди из тех, известных, кто мечтает о победах Америки, подтверждая тем, что в нашем обществе еще нет единой победы в пространстве духа и мировоззрения. Присоединяюсь к мнению историка, ведущего научного сотрудника Центра истории русского феодализма Института российской истории РАН Николая Ивановича Никитина: «фигура атамана Ермака ассоциируется у нас с началом присоединения Сибири к России, не проявляется ли в попытках воспрепятствовать увековечиванию его памяти простое желание оспорить права России на всю территорию от Урала до Тихого океана?..»[12] Ну что тут скажешь?
На знаменах Ермака – Спас Нерукотворный.
С честью встретил казака сонм героев горний…
Нам в наследство – нефть, леса, пахотные шири.
И завет – не сдать бесам Русские Сибири.
А ведь у антироссийских идей – давние корни. Есть у них и зримые современные символы. Одним из них тоболяки считают большое красное бутафорское сердце с надписью «Я люблю тебя, Тобольск», нагло красующееся вблизи Иоанно-Введенского женского монастыря. Этот штамп толерантной западной культуры справедливо вызывает негативные ассоциации, в лучшем случае отсылающие к языческой античной культуре, в худшем – к пропаганде новых западных ценностей. Фонд «Возрождение Тобольска», официально обращаясь к муниципальным чиновникам, пока тщетно просит убрать этот «шедевр» от монастыря и с глаз жителей Тобольска.
Также вражьими символами можно считать названия ряда тобольских улицы, которые с богоборческих времен все еще носят имена революционеров, кровавых сокрушителей уклада русской жизни: улица Володарского[13], улица Дзержинского[14] - руководителя красного террора, улица революционера, председателя Петроградской ЧК Урицкого, улица ярой революционерки Розы Люксембург, улица убийцы Царской Семьи Якова (Янкеля Моисеевича) Свердлова. О последнем хочется сказать особо, используя факты, приведенные историком, богословом митрополитом Константином (Горяновым) в его книге «Чаша Господня и чаша бесовская»[15]. «Как пишет историк В. Большаков, “Всю организационную работу по созданию уральских “красных дружин” из бандитов вел Яков Свердлов. В 1905 — 1906 годах он руководил всеми политическими акциями, убийствами и грабежами на Урале. Те, кто знал его по Уралу, рассказывали, что среди боевиков-террористов Свердлов отличался гиперманиакальным стремлением к бесконтрольной власти, безраздельной жестокостью, подлостью и беспринципностью даже на фоне других дореволюционных вожаков. Во многом именно Свердлов заложил основы будущей методики провокаций ЧК в целях разоблачения “врагов народа”.[16] Он с упоением пил из чаши бесовской.
Был большим выдумщиком, так, например, переодевал своих бандитов-террористов в форму полицейских и жандармов, и они ловили своих же товарищей — революционеров, вызывавших подозрение по причине неусердного исполнения приговоров жертвам террора. Этих “товарищей” беспощадно допрашивали, потом убивали, трупы вывозили и сжигали. Не этот ли “почерк” прослеживается в Екатеринбургской расправе? Этот же человек сформировал управленческий аппарат у возвратившегося из длительной эмиграции Ленина, не имевшего своей команды.
В уральской мафии Свердлова действовали отпетые убийцы. Сам будущий палач Царской Семьи был одержим цареубийством — это было первостепенно. И для этого он воспользовался большевистской вывеской. До революции, как говорил Луначарский, работа Свердлова была незримой, но “это был именно тот повседневный труд, который исподволь готовил революцию”[17].
Столыпин строгими мерами смог на некоторое время навести порядок в стране. Но на международной арене Россию за это смешали с грязью. Мир был полностью на стороне российских убийц-террористов. И это понятно, ведь многие тогда (как некоторые и теперь) желали погибели русскому Царю и Росси»[18].
Актуальны эти слова сегодня, в полной мере относятся к вновь ополчившимся на Россию ее вечным врагам. Обнадеживает то, что сегодня мы предупреждены знанием, стали глубже понимать свою великую историю, мрачная часть которой почти век находилась под запретом. Много тому способствует уникальный Тобольский «Музей Семьи Императора Николая II», который был открыт в год 100-летия переезда Семьи Романовых из Тобольска в Екатеринбург. Музей находится в доме бывшего тобольского губернатора, что в нижней части города. Именно здесь по распоряжению большевистских властей и под надзором комиссара Тобольска Вильгельма Дуцмана находилась с августа 1917 г. по апрель 1918 г. Семья плененного Царя. Отсюда пленники были отправлены на екатеринбургскую Голгофу.
Как пишет митрополит Константин (Горянов) в книге «Чаша Господня и чаша бесовская», «Николай II, помазанный Святым Миром на Царство, даже пленённый, был, конечно, не нужен новым руководителям государства, узурпировавшим власть, а также их заграничным спонсорам и кукловодам, служителям золотого тельца и Мамоны, которые ждали золотых эшелонов из России. За границей ждали царского золота, но не Царя. <…> Ликвидация династии Романовых способствовала экономическим интересам Шиффа[19], Ротшильдов, правительства США и других создателей Федеральной резервной системы, в которой, как доказывается рядом современных исследований, — находилось и золото Николая II»[20].
Исторический «Музей Семьи Императора Николая II» – результат многолетней работы большого количества людей – исследователей, историков, музейных работников, духовенства, научного сообщества, строителей, реставраторов, предпринимателей. Он реализован при поддержке Правительства Тюменской области рядом местных фондов. В формировании экспозиции принял участие и фонд «Возрождение Тобольска». Руководитель фонда Аркадий Елфимов, исследовав архивы, нашел в Санкт-Петербурге внука последнего духовника Николая II протоиерея Владимира Хлынова - Евгения Козлова, который сообщил неизвестные факты биографии своего деда и передал через А.Г. Елфимова в дар музею личные вещи, фотографии и награды о. Владимира. В экспозиции они представлены в отдельной витрине.
Внук священника передал А.Г. Елфимову для тобольского музея Николая II чудом сохранившиеся медали о. Владимира и фотографии. Работниками музея была проведена атрибуция экспонатов, которым более 100 лет, оформлены карточки учета. В акте приема предметов на хранение в «Тобольский историко-архитектурный музей-заповедник» дана подробная аннотация предметов, по описанию их можно достаточно ясно представить. Вот как описана фотография о. Владимира: «Фотография. Хлынов Владимир Александрович, протоиерей. Фотография Т.К. Огибенина. г. Тюмень. Конец XIX – начало XX вв. Фотобумага, картон, фотопечать. 10,5х6,4; 8,5х5,9. На снимке запечатлен протоиерей Хлынов Владимир Александрович, мужчина средних лет. Изображение погрудное, анфас. Мужчина одет в рясу черного цвета. На груди два креста. Один большой наперсный крест на длинной цепочке. Второй, «Нагрудный знак кандидата богословия, состоящего в духовном сане» в виде равностороннего креста на короткой цепочке».
Названный нагрудный знак также передан музею. О нем в акте говорится: «Нагрудный знак кандидата богословия, состоящего в духовном сане. Российская империя. 1880-1890-е. Серебро, литье, ручная гравировка штихелем, полировка, канфарение. 43х50 мм; высота с цепью - 120 мм. Знак представляет собой крест из серебра с прямоугольными концами, между которыми расходятся граненые лучи. В центре креста круглый медальон, вокруг него узкий выпуклый кант. На медальоне рельефное изображение лика Христа на фоне драпированного плата (убруса), свисающего волнообразными складками вертикально, верхние концы подвязаны».
Еще один исторический предмет, принадлежавший о. Владимиру Хлынову, бывшему милосердным отцом своим Венценосным духовным чадам в последние месяцы их жизни: Медаль «В память 25-летия образования церковно-приходских школ» г. Москва, 1884-1909. Серебро, литье. Диаметр - 28 мм, высота ушка - 5 мм. Эта юбилейная медаль Российской империи выпущена «В память 25-летия церковно-приходских школ». Ею награждали лиц, имевших отношение к деятельности церковно-приходских школ. Учреждена 29 мая 1909 г. императором Николаем II согласно определению Святейшего Синода. Медаль ознаменовала наступившее 13 июня 1909 года 25-летие вышедших по указу Александра III правил о церковно-приходских школах, восстанавливавших церковные школы. На лицевой стороне помещены профили императоров Николая II и Александра III, по кругу надпись: «ИМП. АЛЕКСАНДР III», далее изображение короны, после нее надпись: «ИМП. НИКОЛАЙ II».»
И еще один экспонат дышит царскими временами: «Медаль «Российское Общество Красного Креста». г. Санкт-Петербург. 1910-1917. Серебро, позолота, штамповка, эмаль. 51,6х32,7 мм; вес - 23,80 гр.». Этот нагрудный знак представляет собой щиток серебряный золоченый, покрытый эмалью белого цвета и увенчанный Императорской короной. По центру щитка на белом эмалевом поле расположен прямой равносторонний крест, покрытый эмалью красного цвета. По полосе, образованной наружным и внутренним ободками, сверху вниз и против часовой стрелки проходит надпись: «ВОЗЛЮБИШИ БЛИЖНЯГО ТВОЕГО IАКО САМЪ СЕБЕ», выполненная золотыми славянскими буквами.
В собрании музея находится несколько личных вещей Императрицы Александры Федоровны. Щемит сердце, когда смотришь старую хронику, являющуюся частью экспозиции. И хотя вся она о прошлом, о минувшем, музей кажется живым, наполненным добрыми человеческими чувствами и взаимоотношениями. Ощущаешь тепло Царской Семьи, в которой люди были скреплены верностью, любовью друг к другу и к России.
О любви к России задумываешься и на тобольском Завальном кладбище (находилось за городским валом). Это тоже страница истории Тобольска, связанной с судьбами декабристов, овеянной романтикой подвига «во имя…». На тобольском кладбище нашли упокоение некоторые из сосланных сюда: товарищ А.С. Пушкина поэт Вильгельм Кюхельбеккер, кавалергард Александр Муравьев, медик Фердинанд Вольф, действительный статский советник Семен Краснокутский, князь, штаб-ротмистр, поэт Александр Барятинский. По их мало ухоженным могилам видно, что не с почтением, а, скорее, только с интересом относятся к ним тоболяки и приезжие. Наверное, потому, что сегодня мы осуждающе понимаем, что такое революция, чем она оборачивается для нашего государства, для нашего народа.
Декабристы, как они декларировали, действовали во имя благоденствия России, но пытались его достичь не с помощью Божией, а с помощью западных учителей и методичек, посредством насильственного свержения законной власти, путем кровопролития. То есть они, будучи все крещеные, отошли от исконного Закона жизни, который есть то, что повелел совершать людям Иисус Христос, то, что написано в Новом Завете. Когда человек отступает от этого Закона, обретает тяжелые, роковые последствия. Как говорил архиепископ Иларион Троицкий, сподвижник Патриарха Тихона, «Дело-то не Божье, а потому разорится рано или поздно». Так и случилось с восстанием декабристов. Слава Богу, тогда Россия пострадала не сильно, первая репетиция революция не удалась. Последствия известных «революций» начала XX в. в России затянулись, оказались роковыми для русского люда. Видимо, грешен был и сам народ, поверивший иноземной пропаганде, предавший Церковь и своего Царя, которому клялся на кресте. Но русские люди, кровопролитно искупившие свое отступничество на фронтах Великой Отечественной войны, вырвали свою любимую Россию из лап извечных наших врагов. Спасли ее от гибели и порабощения.
Божье дело
Дверь полуоткрыта,
Веют липы сладко…
А. Ахматова
После трагических размышлений о тщете человеческих стремлений, неподкрепленных Промыслом Божиим, «Парк Ермаково поле» кажется раем. Это дивное место в пригороде Тобольска известно многим тоболякам и бывавшим здесь гостям А.Г. Елфимова. Об истории парка и о его научно-ботанической значимости созданы книги, представлены фотовыставки, написаны статьи. Кажется, легко удается хозяину этого обширного участка земли в два десятка гектаров на берегу величественного Иртыша воплотит в жизнь свои замыслы: преобразить к лучшему мир хотя бы на такой ограниченной территории. При советской власти она принадлежала дому отдыха, который впоследствии был превращен в руины, а земля использовалась как место для свалки. Аркадий Григорьевич Елфимов спас эту землю.
Кропотливо, постепенно, на протяжении нескольких десятилетий, за счет личных средств и собственным трудом делает свое дело А.Г. Елфимов. Благополучно за это время укоренилось его детище, обретшее образ парка-сада. Парк – значит для прогулок, для всех, кто хочет увидеть красоту, полюбоваться результатами труда человека, влюбленного в свою сибирскую землю. Сад – место душевного отдохновения и общения людей с красотой, с миром природы, способ обострения духовного зрения.
Так кто же он, тот, кто делает это Божье дело? Обращусь к официальным сведениям. Как сказано в интернете в биографической справке, «Аркадий Григорьевич Елфимов ведет большую работу по созданию и популяризации памятников истории и культуры, музеев и музейных коллекций любимого им города Тобольска. Раритетные издания старых книг, рассказывающие об истории Тобольска и его замечательных людях, Елфимов сделал доступными широкому кругу читателей. Он передал Тобольскому государственному историко-архитектурному музею-заповеднику собранную им большую коллекцию произведений искусства.
Елфимов – автор и инициатор проекта «Тобольск и вся Сибирь». Широко известны альманахи этой серии – «Тобольск», «Сургут», «Томск», «Тюмень», «Лукоморье», «Югра», «Омск», «Красноярск» (на сегодняшний день издано уже более 40 книг серии – прим. авт. ст.). Они вышли в свет благодаря А. Г. Елфимову и благотворительному фонду «Возрождение Тобольска». Большую часть тиража получили библиотеки Тюменской области, а также библиотеки сибирских городов, которым посвящены книги.
А. Г. Елфимовым изданы творения тобольского картографа и зодчего XVII в. Семена Ремезова. Большая красочная «Чертежная книга Сибири» также заняла почетное место во многих библиотеках области.
Аркадий Григорьевич – всесторонне одаренный, талантливый человек. Он – прекрасный художник-фотограф. В Тюмени с успехом прошла фотовыставка его работ «Очарование камня», рассказывающая о природе Полярного Урала. Интерес к своим корням побудил Аркадия Григорьевича заняться историей своих предков. В 2007 г. вышла «Родословная книга: Елфимовы, Берсеневы», раскрывающая сибирское крестьянское прошлое мецената и бизнесмена Елфимова, начиная с 1600 года. Библиотеки Тюмени и, в частности, Централизованная городская библиотечная система благодарны Аркадию Григорьевичу за переданные в дар книги, поддержку, участие в мероприятиях, за его картины, украшающие краеведческий отдел ЦГБ, за его любовь к Тобольску и ко всей Сибири, которую он старается привить всем жителям огромного и богатого края.
Он награжден Золотой медалью Российской Академии Художеств в 2014 году».
Это очень краткие, на сегодняшний день неполные сведения о человеке, которого можно лучше понять, увидев во вдохновенном рассказе и показе своего парка «Ермаково поле». С таким трепетом мать говорит о своем ребенке, так возвышенно царь повествует о своих землях. Так увлечен поэт рассказом о своем творении.
А парк «Ермаково поле», действительно, достоин восторга и внимания. Там такой чистоты воздух, что им прилетают дышать ангелы. Символично, что в этом парке нашел себе место в смотровой беседке скульптурный Ангел, олицетворяющий охранные силы города. Этот Ангел, созданный скульптором Владимиром Шараповым из Ялуторовска, стал эмблемой города, существующего в двух средах – земной и небесной. И скульптурный Ангел, накрепко связанный с землей, будто устремлен в сферы духа, он неподвижен, но, прижимающий к груди неувядаемые цвет, кажется, идет навстречу к каждому, кто идет навстречу ему.
Там так мелодично, созвучно весной цветут деревья, что это цветение сродни музыкальной симфонии. Там такие мощные, воинственно неколебимые, вросшие в глубины земли кедры, что напоминают Ермака и его воинов, вставших намертво в этих землях за землю Русскую.
Там Иртыш, как верный сторожевой пес – защитник и помощник, питающе приник к берегам. О красоте, величии и истории этого потока можно сказать только стихами.
Дай погладить тебя, Иртыш.
Восхищаюсь тобой до слез.
Под ладонью моею ты –
Как притихший могучий пес.
Рябь твоя – будто зыбкий ворс,
Пульс отсчитывает волна.
Пропущу ее через горсть.
Как дела твои, старина?
Тут паром покинул причал,
Там идет тучных рыб косяк.
Плодотворен ты, хоть устал,
И в служении не иссяк.
Воин ты – не узник, не страж.
За Россию стоишь горой –
На путях, в веках, на ветрах…
Приласкайся ко мне, родной.
От объятий своих отдам
Я тебе теплоту души.
Ты, Иртыш, живая вода,
Ты питаешь любовь и жизнь.
Наверное, от него черпал силу свою и Ермак Тимофеевич, промыслительно раздобывший и оставивший России в наследство великое богатство. Ермак – особая страница личной жизненной летописи руководителя фонда «Возрождение Тобольска» А.Г. Елфимова, который, как когда-то Ермак за Россию, сегодня воюет за Ермака, а значит, тоже за Россию. Не окончено сражение легендарного казака за землю Русскую, длящееся более четырех веков. Поныне существуют силы, пытающие оспорить, умалить значение победы русского духа и оружия. Но Ермак осуществил Божье дело, поэтому оно крепко. Он шел в бой с крестом и иконами. Известно, что Ермак возил с собой иконостас, в котором кроме образа Спаса были поставлены иконы свт. Николая Мирликийского Чудотворца и вмч. Дмитрия Солунского. Св. Дмитрий заслуженно пользовался уважением Ермака «со товарищи». Как говорят ученые, в день памяти святого воина была одержана решающая победа над войсками хана Кучума — 25 октября 1582 года[21].
Поэтому в парке, названном именем Ермака, А.Г. Елфимов поставил на насыпном холме небольшой белокаменный храм во имя вмч. Дмитрия Солунского. Он спроектирован архитектором Алексеем Белоусовым по подобию русских церквей домонгольского периода и похож на церковь Покрова на Нерли. А у подножия рукотворной насыпи – поклонный крест во славу подвига легендарного казачьего атамана Ермака Тимофеевича, небольшими силами победившего 10-ти тысячное войско жестокого феодала Кучума. Опытный был боец Ермак Тимофеевич, воевал в Ливонскую войну, бил непобедимого Стефана Батория, не пощадил себя, когда вышел к истокам нарождающейся в Сибири Российской империи. Этнический узбек Кучум был хитер и властолюбив, стараясь сохранить свое лидерство, не щадил конкурентов во власти. Согласно Ремезовской летописи, составленной в конце XVII века Семеном Ремезовым, Кучум устанавливал свою власть в Западной Сибири с крайней жестокостью. Но окончательно она Божиим промыслом досталась Руси-России и установил ее милосердный и многонациональный русский народ.
Обо всем этом знает и рассказывает заинтересованным посетителям А.Г. Елфимов и сам парк «Ермаково поле» скульптурами и символичными насаждениями. Дополняет рассказ о подвиге протопопа Аввакума небольшой, но очень впечатляющий его памятник, находящийся в парке недалеко от часовни, показывающий героя исполненным огня веры, обладающим непобедимой силой стояния за нее. Эта выдающаяся, достойная знаменитых площадей и классических музеев России скульптура выполнена академиком Российской академии художеств Сергеем Мильченко. Есть в парке и другие исторические памятники, созданные в классической традиции современными российскими мастерами. Вот бронзовый Ермак, в воинском обмундировании, с огнестрельным оружием (московский скульптор Константин Кубышкин). В бронзе запечатлена беседа Петра Ершова, автора непревзойденного «Конька-Горбунка», и друга Пушкина, поэта Вильгельма Кюхельбеккера – так они общались во время ссылки Кюхельбеккера в Тобольск. О чем разговаривают эти писатели – каждому зрителю удастся понять в меру своих исторических знаний и литературных вкусов. Искусствоведческое исследование о скульптурных и архитектурных достопримечательностях парка «Ермакова поля» сделал А. А. Клюев, профессор Сибирского государственного института искусств.
Великому Дмитрию Ивановичу Менделееву посвящен целый архитектурный комплекс (архитектор Белоусов А.В., скульптор Лушников М.Э.), стела с портретом ученого, каменная скамья, на которой можно поразмышлять не только о жизни и судьбе, но и вспомнить химические зависимости и то, что непреложны законы природы. Этот парк не только место для прогулок, но место для самосознания. А ведь он называется еще и – поле. Потому, наверное, что здесь происходит духовное сражение за русскую Сибирь, за русский Тобольск, за землю Русскую, за душу христианскую. И оружие в этом сражении – наука, искусство, беспримерный труд, самоотдача и любовь во многих ее ипостасях. Как без согревающей любви можно в трудном сибирском климате создать под открытым небом настоящий ботанический сад, в котором присутствуют и нехарактерных для Сибири растения. Ботаническая коллекция А.Г. Елфимова и восхищает, и удивляет. За 30 лет было высажено около 9 000 саженцев, из них укоренилось в суровой сибирской земле более 8 000 деревьев, кустарников, цветов.
А еще здесь есть аллея именных лип. Первая из них – посажена Валентином Григорьевичем Распутиным, следующие – многими гостями А.Г. Елфимова, понимающими его замыслы и любящими Россию. Моя стала 215-й. Дай Бог, чтобы прижилась. Надо сказать, что все, прежде посаженные липы, благоденствуют. Потому что А.Г. Елфимов относится к ним, как к своим детям, а таковых у него немало, вместе с внуками более десяти. Станут ли они достойными наследниками дела своего отца и деда? Думаю, станут, унаследуют его любовь к миру, потому что они коренные тоболяки, потому что каждодневно прикасаются к красоте. Потому что живут в окружении подвигов предков. Потому что из парка «Ермаково поле» виден берег Иртыша, где происходило сражение Ермака с Кучумом. А в нескольких десятков километров – Абалакский Свято-Знаменский мужской монастырь, поставленный на месте другого сражения казаков с татарским войском, окончательно закрепившего русскую победу.
Белоснежный этот монастырь, хранящий чудотворную икону Абалакской Божией Матери, действительно, как сгусток света. Расположенный на высоком угоре он виден издалека и отовсюду. Но это не только символ победы Христовой, не только источник религиозного воодушевления, это предостережение ныне живущим. В мемориальной часовне вблизи церкви во имя свт. Николая Чудотворца покоятся останки сотен безымянных людей, среди которых много детей, погубленных революционными богоборческими властями. Этот зримый образ хаоса и человеческой злобы заставляет вспомнить такие реальные страшные подробности не такой уж далекой русской истории, которые в книге «Чаша Господня и чаша бесовская» приводит митрополит Константин, ссылаясь на воспоминания историка Сергея Мельгунова, описывающего кровавую бойню в Киевском ЧК. ««Весь цементный пол большого гаража был залит уже не бежавшей вследствие жары, а стоявшей на несколько дюймов кровью, смешанной в ужасающую массу с мозгом, черепными костями, клочьями волос и другими человеческими останками. Все стены были забрызганы кровью... (часть невыносимых для нормального человека подробностей из этой цитаты опускаю из этических соображений. — авт. кн. М. К.). Из середины гаража в соседнее помещение, где был подземный сток, вёл жёлоб в четверть метра ширины и глубины и приблизительно в 10 метров длины. Этот жёлоб был на всём протяжении до верху наполнен кровью»[22]. Подобные зверства происходили в Воронеже, Одессе, Харькове, в общем, по всей России. Революционной необходимостью объяснить этот садизм нельзя, только «жертвоприношением духу коминтерна». Как говорит князь Жевахов, с точки зрения здравого смысла они ужасны, если не учитывать ритуальную, подразумевающую собирание крови жертв цель»[23].
Абалакский монастырь – зримое предупреждение людям о необходимости сбережения пространства Духа.
На духовных границах стоят тобольские храмы. Мощь кафедрального Софийско-Успенского собора не только в его пространственном доминировании, архитектурном совершенстве, но и в его священной истории. Среди святынь собора находятся две особо чтимые иконы — Вседержителя Спаса – по записям собора она еще в 1653 году прославилась многими благодатными явлениями" и икона Божьей Матери, называемой Тобольской. До 1840-х г. г. собор служил усыпальницей Тобольских архипастырей. В 1715 г. приделе собора был погребен митрополит Тобольский и всея Сибири свт. Иоанн (Максимович), известный своей богословской, миссионерской и литературной деятельностью. Прославлен в лике святителей 10 (23) июня 1916 г. Это была последняя канонизация синодальной эпохи в Русской Православной Церкви.
Собор связан с именем новомученика, руководителя Союза русского народа епископа Гермогена (Долгарева). 2 марта 1917 года Император Николай II отрекся от престола, а 7-8 марта определением Святейшего Синода Владыка Гермоген был назначен епископом Тобольским и Сибирским. Преосвященный Гермоген один из немногих архиереев, кто сохранил верность Государю Императору Николаю II. Поэтому обманутый большевиками и Керенским, руководившим пленением и ссылкой, Николай II без страха ехал в Тобольск, как ему казалось, под защиту епископа Гермогена. Мученическая смерть епископа Гермогена предшествовала смерти Царской Семьи. Он был утоплен богоборцами в реке Туре. Останки епископа были обнаружены на следующий день крестьянами и захоронены в склепе, устроенном в приделе Софийско-Успенского собора. В 2005 г., во время ремонта собора мощи мученика были обнаружены нетленными и положены в гробнице святителя Иоанна Тобольского.
Сегодня в соборе находятся мощи церковного строителя и просветителя, с 1768 г. епископа Тобольского и Сибирского св. Варлаама (Петрова). В деревянной резной раке мощи установлены у стены собора с изображением святителя Варлаама и его небесного покровителя преподобного Варлаама Хутынского.
А вблизи собора памятник великому просветителю Семену Ремезову, приглашающему нас заинтересоваться составленной им картой родного края или полюбоваться на выполненные им чертежи каменных укреплений города. Ведь велел А. С. Пушкин, ставящий географию рядом с грамматикой: «…изучать грамматику да географию» («Дубровский»). А. Г. Елфимов поддержал проект и помог в установке этого памятника, созданного скульптором Олегом Комовым, посвященного выдающемуся просветителю, картографу и географу. А также выпустил памятную медаль, дополнившую уникальную серию медалей в честь выдающихся людей и исторических событий Сибири. На протяжении нескольких десятилетий фондом «Возрождение Тобольска» создается эта коллекция под названием «Славен град Тобольск». Всю уникальную серию можно увидеть в офисе фонда «Возрождение Тобольска» (на ул. Свердлова!). Этот офис – тоже своеобразный музей, через представленные здесь издания фонда, фотографии, подарки, награды, грамоты и письма он отражает огромную деятельность фонда «Возрождение Тобольска» и связи его со всей Россией и миром.
А еще в Тобольске в полной сохранности здание знаменитой Тобольской гимназии, расцвет которой был в XIX – нач. XX веков. Здание напоминает о знаменитых учениках, об уникальной научной библиотеке, о том, что в учебном заведении должна быть домовая церковь, о празднике древонасаждения. То есть о гармоничном учебном процессе прошлых времен, вопиюще отличающемся от современного, изуродованного «болонской системой».
Образом человеческого трудолюбия и дарований Божиих – видится знаменитое на весь мир предприятие «СИБУР», расположенное вблизи Тобольска. Символично, а на самом деле по технологическим причинам, оно отмечает себя в поднебесье высоким газовым факелом. Издалека виден этот образный «комочек света», обеспечивающий России ее политическую независимость и экономическую мощь. И хочется, как произведение искусства, фотографически запечатлеть его на память.
Тобольск – город искусств. Великолепно здесь светское искусство, старинное и современное. Когда смотришь на изделия художников-косторезов, на философские изделия Минсалима Тимергазеева, на работы мастеров тобольской косторезной фабрики, выполненные из различных видов кости, убеждаешься, что искусство спасительно, оно оберегает и излечивает, оно придает силы и уверенность в преобладании в мире добрых энергий. Поэтому, наверное, в большом доме А.Г. Елфимова так много картин. Это маленький музей современной сибирской живописи, отражающей образы современников, исторические события, но в большинстве природу.
Пригожеством, то есть трудом во имя благолепия земли, красоты бытия хочется назвать деятельность фонда «Возрождение Тобольска» со всеми его помощниками и попечителями.
Дует ветер с Иртыша,
Солнце зябко светит.
Окунается душа
В этот древний ветер.
Раздразнивши воронье,
Ангел нечисть сдунул.
Бой весна зиме дает,
Как Ермак Кучуму.
Кедры в берега вросли,
Что солдаты в бруствер.
Труд пригожества земли –
Трудное искусство.
Всех быстрей черемух свет
В брань ввязался, в гущу,
Следом тополь, бересклет,
Крокус вездесущий,
Памятных плеяда лип…
Лепоты раздолье.
Под защитою молитв
Ермаково поле.
Аллея лип в современном парке кажется архаикой, напоминанием о других временах и некогда знаменитых именами своих хозяев дворянских усадьбах, точнее имениях, которые не смогли устоять во время революционного лихолетья. Очевидно возрождение культурных, семейных, этических, исконных классических традиций в жизни семьи Елфимовых, живущей в Тобольске на ул. Крупской. Здесь много детей, здесь большие веселые собаки, здесь дивные деревья и цветы, сладкоголосые птицы. Здесь ажурные беседки и стилизованные под XIX век фонари, петербургского стиля гроты и мостики. Здесь ажурные металлические въездные ворота, они всегда полуоткрыты. Это значит, что сюда не воспрещается войти, но не любому, а только тому, кто ищет красоту и любовь. А, впрочем, наверное, и любому. Потому что «любой» и «любовь» слова однокоренные.
Санкт-Петербург,
май-июнь 2022 г.
[1] Пушкин А.С. Собр. соч. в 10 т. М. Наука. Т. 6. С.28.
[2] Там же. С. 32
[3] Гоголь Н.В. Духовная проза. Ред. сост. Воропаев В.А. М. Русская книга. 1992 г., С. 130, 145.
[4] Потанин Г.Н. (1835-1920) – русский географ, этнограф, ботаник, публицист, общественный деятель, один из идеологов и основателей сибирского областничества.
[5] С благодарностью – Ваш Курбатов. Тобольск. ОБФ «Возрождение Тобольска». 2022 г., С.97.
[6] Савельев Ю.Р. Искусство историзма и государственный заказ. М. Совпадение. 2008 г., С.67.
[7] Тобольский Кремль. № 11, 2021. С. 275.
[8] Туманик Г.Н. Статья. «Завтрашний день древней сибирской столицы»
[9] Там же.
[10] Тобольский Кремль. № 11, 2021. С. 274.
[11]Цитата из книги: Грегг Брейден «Божественная матрица». http://nnre.ru/yezoterika/bozhestvennaja_matrica_vremja_prostranstvo_i_sila_soznanija/p4.php (дата обращения 29.05.22)
[12] Никитин Н.И. Статья «Ермак как фигура раздора». Исторические заметки.
[13] Володарский В. (Гольдштейн) - деятель российского революционного движения. В 1913 г. эмигрировал в США, где вступил в социалистическую партию. В мае 1917 г. вернулся в Петроград, был избран членом президиума Петроградского Совета. Участник Октябрьской революции, затем комиссар по делам печати, пропаганды и агитации Петрограда. Член Президиума ВЦИК. Убит революционером-соратником.
[14] Дзержинский Ф.Э. один из руководителей красного террора. Так пишет об этом деятеле революции историк, публицист П.Г. Кренев: «Говорят, он был русофобом, говоря попросту, не любил русских. Он сам так вспоминал о своем детстве: “Еще мальчиком я мечтал о шапке-невидимке, чтобы стать невидимым и безнаказанно убить как можно больше русских”». См.: Кренев П.Г. Мятеж, которого не было. /Родная Ладога. №2 2017. СПб. Изд. Дом Родная Ладога. С. 51.
[15] Константин (Горянов) митрополит. Чаша Господня и чаша бесовская. СПб. Издательский дом «Родная Ладога». 2020 г. 536, с илл.
[16] Большаков В.В. Ритуальное цареубийство — правда или вымысел. М. Алгоритм. 2018 г., С.121.
[17] Там же. С. 125.
[18] Константин (Горянов) митрополит. Чаша Господня и чаша бесовская. СПб. Издательский дом «Родная Ладога». 2020 г. С. 400.
[19] Его потомок, конгрессмен от демократической партии США Адам Шифф, известный русофоб, сегодня продолжает распространение идей своего предка Джейкоба Шиффа, тайного спонсора русской революции.
[20] Константин (Горянов) митрополит. Чаша Господня и чаша бесовская. СПб. Издательский дом «Родная Ладога». 2020 г. С.400.
[21] Сибирская икона. Омск, 1999. С.196
[22] Мельгунов С. П. Красный террор в России. М., 1990. С. 127.
[23] Константин (Горянов) митрополит. Чаша Господня и чаша бесовская. СПб. Издательский дом «Родная Ладога». 2020 г., С. 349