О романе Николая Лугинова «По велению Чингисхана»
«…Из служения духу нет возврата,
а есть только трудный путь ввысь,
каждый раз к новым перевалам совершенствования,
к вершинам инобытия…»
Н.Лугинов, из романа «По велению Чингисхана»
Любой драгоценный камень с годами становится дороже, бесценнее, так и любое гениальное произведение с высоты или глубины ушедших времен становится еще ярче, ценнее…
Таков и роман народного писателя Якутии Николая Лугинова «По велению Чингисхана».
Каждый, прочитавший роман известного писателя, по-своему, по-особенному воспринимает это произведение. Ученый найдет в нем отголосок реальных исторических событий, мистик – размышления о Мироздании, о человеческом предназначении, юноша – увлекательное приключение, разворачивающееся во всей Великой Евразии и сотни отважных героев, достойных подражания, романтик найдет историю великой любви, память о которой сохранилось в народе на века.
Это только на первый взгляд. По глубине философских идей и размышлений, по сокровенности тайнописи в современной литературе нет произведения равного роману Николая Лугинова и нет писателя в нашем мире столь цельного, честного, вникающего в тайный смысл всего происходящего в этом мире.
Эпоха Чингисхана - такое далекое от нас время, почти превратившееся в нереальность. Это мир, сокрытый от современных людей туманами веков, а ускользающее в небытие время превратило легендарных людей тех далеких веков в мифические и мистические образы, которые мы можем познать лишь глубиной генетических сакральных знаний и душой, порой блуждающей по неведомым мирам и по Реке Времен, сокрытых в каждом из нас…
По своей глубинной сути саха - человек мифологический, три матрицы его исконной души, личностной сути говорят об этом.
Наша земляная душа - Буор кут, созданная Матушкой-природой и родителями, девять месяцев созревающая в благословенном лоне матери, сотканная из земных элементов, повторяющая и хранящая все черты ушедших предков, помнит то далекое прошлое, отражая его в повороте головы и цвете волос, в проницательном взгляде и разрезе глаз, в походке и движениях, в улыбке и чертах лица…
Материнская душа – Ийэ кут, олицетворяющая кровь, все наследственные черты наших прародителей, наш генный код, хранит все знания прошлого, все то знаменательное, важное, что было с далекими предками, передавая их потомкам.
Воздушная душа – Салгын кут, наша связь с Мирозданием, со Вселенной, то сокровенное и вечное, что остается после человека в бесконечном пространстве миров, храня информацию в течение веков, может, тысячелетий. Она познает прошлое, озаряет и очищает настоящее, предугадывает будущее. Это то бессмертное, что есть в каждом из нас, делающее человека выше и светлее.
Саха – философ, абстрактное и философское мышление – это важная природная черта нашего народа. Именно поэтому писатели саха вынашивают и рождают такие произведения, как роман «По велению Чингисхана».
Роман по силе идей, затронутых в нем, и по глубине исторического мышления – это эпос современного времени, подобный величественному олонхо народа саха.
В наше время, в эпоху упадка государственности и нравственных ценностей, возможно, и подмены общечеловеческих ценностей, проповедуемых с незапамятных времен, роман Лугинова «По велению Чингисхана» как никогда актуален и своевременен.
Много интересных дум и чаяний автора отражает роман.
В книге первой в главе восемнадцатой «Думы об Иле» переданы сомнения молодого Темучина, вступившего на путь великих свершений, какое же глубокое философское видение бытия сокрыто в этих терзаниях молодого предводителя:
«... Был же в древности великий тюркский каганат, куда входили бесчисленные племена! Был... Но отчего-то и он не устоял во времени. Может быть, сами люди столь несовершенны, если всегда рубят сук, на котором сидят, и какое мироустройство им ни подай – они затребуют другого и скорей всего привычного... – мучительно переживал Тэмучин свое одиночество, свой одиночный полет. – Может, мне уйти от людей и заняться, как старик Джаргыдай, кузнечным делом? – Тэмучин улыбнулся нелепой и панической мысли. – Так не бывает. Нет пути назад...».
Да. Империи рождаются и умирают. А что остается после них? Преемники… А помнят ли они свое славное прошлое, знают ли свои истинные корни, почитают ли предков? От всех духовных, нравственных качеств преемников зависит возрождение империи в новом лучшем варианте, или же крах и закат всего, что было и будет…
Не зная «истинного себя», ты будешь слеп, глух, беспомощен, и дух гордый превратится в рабский, безропотный…
На это ответ дает писатель эпиграфом в виде легенды о древних правителях к одной из глав своего произведения:
«Мы здесь. Всегда будем. А вы?
Откуда вы родом? Где берут начало ваши кровные корни?
Не знаете?! Не помните?!
О, бедняги, сироты несчастные без роду и без племени, забывшие свое имя, перекати-поле, не ведавшие предназначения, утратившие судьбу, бродяги заблудшие…
Но все равно, несчастные, они наши».
Еще одно философское видение сути Мироздания таится в понятии Всевышнего Тенгри – Космического закона Вселенской гармонии.
Первая статья Чингисова кодекса-джасака гласила: «Повелеваем всем веровать в единого Бога, творца Неба и Земли, единого подателя богатства и бедности, жизни и смерти по Его воле, обладающего всемогуществом во всех делах».
В книге второй в главе восьмой «У истоков великого джасака» написано:
«Когда дурной обычай переходит разум, остается одно: во имя спасения многого выжечь малое огнем и мечом. Как их всех объединить, когда кэрэиты – несториане, найманы – и несториане, и буддисты, татары и чжурчжены – шаманисты, тангуты – «красные буддисты», уйгуры – буддисты-хинаянцы, несториане, «лесные народы» — тюрки и мы, монголы, с древних пор исповедовали Тэнгри – отца небесного и потому осуждаем нарушение клятвы, обман доверившегося и предательство.
Этого не велит делать нам всевышний Тэнгри. Так почему же не объединиться в великий Ил вокруг одного закона – справедливого и благородного, основанного на древних, обкатанных временем обычаях, общих для многих народов или близких по духу, и быть послушными ему. Пусть каждый поклоняется своему богу-сыну, но все подчиняются единому порядку».
Чингисхан Николая Лугинова, скорее всего, философ, размышляющий о сути и порядке бытия, о земных и небесных законах Мироздания. Чингисхан в этом романе воин лишь по воле судьбы и обстоятельств, и того времени, в котором суждено было ему родиться.
В послесловии своего романа Николай Лугинов размышляет:
«Многие заметили, что миром правят идеи... Идей всегда бывает много. Но правят именно те идеи, которые исходят не от людей, а от Господа Бога Единого, Всемогущего.
А народы – носители этой идеи в данный отрезок времени – становятся как бы богоизбранными, к ним нисходит некая высшая сила, они сплачиваются вокруг идеи и обретают десятикратную силу духа и тела, явно превосходя всякие иные неорганизованные племена, погрязшие в противоречиях, внутренних распрях.
Но было бы все очень просто и раз и навсегда ясно, если бы был только свет...».
Эти думы Лугинова имеют очень глубокие корни, затрагивающие смысл жизни всего человечества.
Да, действительно, идей много. Но имеют право на жизнь только те идеи, которые направлены на преумножение благополучия и благосостояния народа, государства, а не на обогащение и прославление небольшой горстки клана правителя…
Сила правителя – в народе, а сила народа в рождении в своих недрах такого правителя, который плотью и кровью связан со своим народом, сам из него, по причине этого мудр и шедр, бескорыстен и честен, является опорой и защитой для своего народа, его породившего, выносившего. Так гласит этот роман.
Сами по себе очень интересны мысли Николая Лугинова о Российской империи, о России как о преемнице Великой империи Чингисхана. В беседе с Олегом Сидоровым Лугинов отметил:
«Сразу поверить в то, что русский человек по крови из хуннской, точнее, тюркской среды, по воспитанию, по мировосприятию, традициям своим вырос из той монгольской эпохи, из среды совершенно другого народа и другой расовой принадлежности, иной государственности, трудно. Трудно переварить. Но это так и есть. Российская империя выросла и окрепла, вышла из мира, сферы монгольской империи. Русское государство было частью, автономным образованием Монгольской империи. Российская империя полностью переняла всю государственную идеологию, государственный строй, методы, политику государственного строительства Монгольской империи. Это очевидно.
С точки зрения, скажем, освоения огромных пространств Сибири и Севера. Как могли казаки с отрядами в 20-30, пусть 50 человек, пройти, освоить территорию Восточной Евразии до Тихого океана и часть Америки – Аляску? Они не встретили практически никакого сопротивления. Так не бывает. А объяснение просто: казаки восстановили временно распавшуюся государственную систему.
Кстати, многие казаки тогда были татарами или были татарских, тюркских корней, свободно владели языком. Они объединили земли бывшего великого имперского образования в истории человечества на новой основе. Народы Сибири, в том числе и якуты, восприняли приход отрядов казаков именно как посланцев Юрюнг Ыраахтаагы (царя Белой Орды)».
В этих откровениях писателя таятся истинная боль нашего государства и пути для нового осмысления будущего. Не поняв до конца, кто ты есть, проповедуя не те ценности, которые чужды тебе по факту рождения, по крови предков, ты вступаешь не на тот путь. А путь, который привел бы к вершинам, загроможден вымышленными ценностями.
Эти мысли красной нитью идут и через весь роман.
И «Послесловие» романа «По велению Чингисхана» заканчивается эпически и пророчески:
«… Долго ли, коротко ли – на земле опять воцарились раздор и произвол, исчезли многие народы и племена, казалось, скоро конец… Жизнь на земле превратилась в ад.
Но нашлись-таки те, кто внял, наконец, голосу свыше, и опять подняли из пыли и грязи старую идею – единственное спасение разрозненных народов от бессмысленных раздоров, произвола. И на этот раз идею подняли монголы, и снизошла к ним божественная благодать, и обрели они вместе с ней силу тела и духа десятикратную… Подняли империю, огнем и мечом выжгли грех и смрад, подняли закон и порядок, сразу прекратились распри, раздоры, установился долгожданный мир от моря до моря.
Но за все нужно платить. Ради всеобщего спокойствия кому-то приходится жертвовать покоем и личной свободой, по-прежнему гарнизонам надо было держать границы империи на холодном севере, жарком юге, дальнем западе и на крайнем востоке. Стояли служивые годы. Устали от бескорыстного жертвеннического служения. И начали роптать монгольские полководцы: «Мы сохнем на жарком юге, мерзнем на холодном севере, умираем на крайнем востоке и дальнем западе, а они – некогда покоренные нами – жируют на зеленых лугах нашей прародины…» Так сказали Праведники, и тут же ушла из них божественная сила, окрылявшая, возносившая их над другими неразумными.
Все повторяется, но быстро забывается…»
Были хунны, затем Тюркский каганат, потом Империя Чингисхана, установившие некогда закон и порядок по всей Великой Евразии, создавшиеся государства и империи… Были… Таков ход истории…