Московский областной театр драмы и комедии открыл свой 93-й сезон премьерой спектакля с интригующим названием «Трикинг». Его создал молодой театральный постановщик, выпускник режиссёрского факультета ГИТИСа Иван Чумаченко.
Мне удалось побывать в сентябре на этой театральной премьере. В основу спектакля легли три новеллы американских авторов, которые, на первый взгляд, вроде бы и не очень связаны друг с другом. Но это только на первый взгляд. Их объединяет то, что все эти печальные истории рассказывают нам о животрепещущей теме неразделённой и во многом трагичной любви. Любви матери к детям, сестры к старшему брату, дочери к отцу.
Взяв за основу произведения американских авторов прошлого века, режиссёр-постановщик Иван Чумаченко и его творческая команда, работавшая над созданием чудодейственной атмосферы спектакля, нашла явные параллели с днём сегодняшним и в итоге постановка получилась на редкость актуальной. Сохранив канву первоначальных произведений, режиссёру удалось создать не только оригинальную театральную композицию, но и пронзительно высветить сквозную идею, объединяющую драматическую тему любви.
Сам Иван Чумаченко, размышляя о своей постановке, признаётся:
- Это спектакль про то, что такое любовь, попытка разобраться в этом чувстве. Это попытка его осознать, проанализировать и понять: в какой момент любовь становится любовью, а не привязанностью. На что человек способен ради любви, какие негативные последствия любовь в себе несёт, и чем это может закончиться... Мы также хотим поиграть со всем спектром зрительских эмоций…
В спектакле также отчётливо звучит тема творца и смысла его творчества. Недаром связующим звеном через все три новеллы проходит фигура Автора (в его роли занят актёр Леонид Удалов), который или исподволь наблюдает за происходящим на сцене или сам воплощает тот или иной образ.
Через какие препятствия нужно пройти человеку и каким образом переработать свой личный жизненный опыт, чтобы в итоге у него родилось качественное произведение искусства? Этот вопрос ставится в самом начале спектакля, когда занавес ещё не раскрылся, а на сцене появляется фигура умудрённого жизнью Автора. Он обращается в зал к нам, зрителям, и говорит:
- За свою жизнь я получил сто тридцать четыре предложения выступить перед студентами. И лишь однажды принял такое предложение…
Автор рассуждает о смысле художественного творчества и признаётся в том, что «главное в жизни – это любовь, которая, однако, бывает слишком прожорлива». Автор признаётся зрителям даже в том, что сам до двадцати одного года был девственником…
Наконец, исповедальные признания Автора заканчиваются и занавес открывается. Мы видим на сцене горничную Дарлин, которая прибирается в номере одного из отелей Невады. (Эту новеллу условно можно назвать «Однажды в Неваде» – В.П.). В роли горничной блеснула своим мастерством сценического перевоплощения молодая актриса Московского театра имени Маяковского Анастасия Мишина. (В другом составе роль Дарлин исполняет актриса Екатерина Якупова). Горничная обнаруживает в номере оставленный постояльцем конвертик с чаевыми. Вскрыв его, она не может сдержать своей ярости к клиенту, который оставил ей какую-то мизерную мелочь – всего лишь двадцать пять центов.
И её можно понять: она одна воспитывает двоих детей – несовершеннолетних дочку и сына. Её муж ещё пять лет назад ушёл с утра на работу и до сих пор не вернулся… Родительским обязанностями бывший супруг с тех пор не отягощён и чаевые для горничной – важное материальное подспорье. Дочери нужны шикарные скобы для зубов, а сын давно просит игрушечную машину…
На нижнем этаже отеля оказывается «однорукий бандит» и горничная впервые решает воспользоваться игральным автоматом. Суёт в него монету в двадцать пять центов. Нажимает на какую-то кнопку. И – о чудо! – ей выпадает удача! От восторга горничная даже танцует возле «однорукого бандита», обнимает игральный автомат.
В следующей сцене мы видим преобразившуюся Дарлин уже в шикарном платье в казино, в которое она решилась заглянуть после работы. Она решила вновь испытать судьбу и использовать вырученные у «однорукого бандита» доллары в бесшабашных ставках уже в казино. Здесь ей услужливо угождают три безукоризненных сотрудника в белых рубашках «с чёрными бабочками» на шее. В роли сотрудников казино заняты артисты Эдуард Зверев, Евгений Кива и Дмитрий Якупов. Их роли бессловесны, но кувыркают они ошалевшую от неожиданной удачи горничную весьма изобретательно.
Грань между реальным и придуманным стирается, когда в следующей сцене мы вновь видим Дарлин в номере отеля, где она усердно убирается и снова думает о том, куда ей потратить несчастные двадцать пять центов чаевых и решает отдать их сыну. И тогда зрители понимают, что выигрыш в казино – это плод её воображения.
Стёртость граней между реальностью и воображением свойственна и сюжетам двух других новелл. Героиня второй новеллы студентка Элизабет или сокращенно Бэт (её роль колоритно исполняет актриса Екатерина Соловьёва) мечется между симпатией к двум мужским особям - Тони и Эду (реальными или выдуманными?), которые так и не появляются на сцене. Их воображаемые образы воплощает серый костям с разного цвета носками. Этот костюм висит на вешалке и героиня, что-то вспоминая, вступает с ним в разговор и одновременно разговаривает со зрителями. Следует отметить, что зрители активно откликаются на каверзные вопросы Бэт и та изобретательно контактирует с залом.
В конце сюжета героиня сходит с ума. В финале новеллы Бэт, несмотря на её эмоциональное и физическое сопротивление, затаскивают в спецмашину сумасшедшего дома три мрачных санитара из психиатрической больницы. В их бессловесных ролях также заняты актёры, которые исполняют и роли сотрудников казино.
И, пожалуй, ещё пронзительнее высвечивается сквозная идея постановки в третьей новелле спектакля, которую условно можно назвать «Однажды в Калифорнии». После очередного открытия занавеса зрители видят на сцене массивную деревянную декорацию с высокими лестницами и всюду разбросанными тюками сена. Оказывается, это мельница, где, вдыхая приятный запах сена, в детстве так любили играть на свежем воздухе Лари и его младшая сестра Кити (роль сестры и брата исполняет молодая актриса Марина Филатова). А в роли их отца занят всё тот же Леонид Удалов, который играет и Автора. На мой взгляд, это самая щемящая история любви из трёх новелл премьерного спектакля.
Однажды Кити так заигралась, что повисла на перекладине на самой верхотуре, не ощущая под ногами никакой опоры и стала отчаянно звать брата на помощь. Тот услышал её зов и успел накидать много сена возле того места, куда могла приземлиться младшая сестра с двадцатиметровой высоты. Он приказал сестре отпустить руки от перекладины и прыгать вниз. Она послушалась и удачно приземлилась, сломав лишь лодышку на правой ноге. Врачи сделали Кити гипс и ногу ей вылечили. Она даже стала в юности победителем конкурса красоты и впоследствии вышла замуж за члена жюри этого конкурса.
Однако жизнь с ним не сложилась. Кити переехала в Лос-Анжелес и во второй раз вышла замуж. И снова с замужеством получился облом. Кити оказалась в тягостном одиночестве. И лишь пространственные письма, которые она регулярно писала брату, в которых вспоминала об их детстве и просила его приехать к ней как-то скрашивали её горькое одиночество. Брат отвечал редко и кратко. Он ведь жил и учился в университете в другом американском городе. Получив диплом юриста, он стал работать в какой-то фирме, где очень высокая конкуренция и ему, мол, очень надо укрепить в этой фирме своё профессиональное реноме. Короче, брату в суете мирской и деловой было некогда навестить сестру. А Кити старела, привыкла к губительному потреблению алкоголя и постепенно спивалась. По-видимому, это пагубное пристрастие привело её к самоубийству – она выбросилась из окна высотного дома, где жила в отчаянном одиночестве, устав ждать брата. Об этом тягостном инциденте написали многие газеты. Последнее письмо от Кити брат Лари получил уже после её смерти. Оно пришло с большим опозданием, так как Лари сменил фирму и место жительства и уже проживал в Сан-Франциско. В последнем письме Кити написала ему о том, что, наверное, было бы лучше, если бы тогда, в радужном детстве, он не успел бы натаскать сена под место её падения…
Признаюсь, что я ожидал, когда на сцене снова появится Автор и, согласно композиционному построению спектакля, подведёт итоговое резюме премьерной постановке, в которой все три новеллы кончаются достаточно печальным образом. Автор в финале спектакля ожидаемо появился.
- Я вот что вам скажу, - обратился он к зрителям в зале.
Не могу точно процитировать его слова, но сказал он, на мой взгляд, достаточно банальные вещи. Приблизительно следующее: жизнь – штука жёсткая и живём мы все в достаточно жестоком мире… Но надо уметь бороться с неблагоприятными ситуациями, уметь держать удары судьбы и отважно сопротивляться всем жизненным невзгодам. Живите, дескать, так, чтобы вы могли сказать, что у вас всё в порядке! И так держать!..
И после этих слов Автора в зале раздались аплодисменты. Зрители долго с благодарностью аплодировали и артистам, которые традиционно выходили к ним на поклон, и другим появившимся на сцене создателям премьерного спектакля.
На мой взгляд, следует отметить впечатляющую работу главного художника-постановщика спектакля Сергея Дулесова. Он сумел создать такие ёмкие декорационные пространства, которые вторят изменению хода сюжетов всех трёх новелл. Впечатляющая массивность декораций, возводимых на сцене, не мешает быстрому изменению сюжетного хода новелл. Декорации сначала выпукло сияют на сцене, а затем постепенно угасают, гармонично уступая место следующей драматической истории. Движение сценического пространства создаёт дополнительный объём для более ёмкого восприятия всех трёх историй любви, пронзительно звучащих на сцене.
Заслуживает одобрения и работа художника по костюмам Елены Ярочкиной и балетмейстера Светланы Зотовой.
В аннотации к премьерной постановке сказано, что «Трикинг» - это спектакль про то, как, воспроизводя свою жизнь, «перепридумывая» её в своём воображении, человек всегда должен оставлять в этом пространстве любовь, «потому что без любви опорные точки будут утеряны, и невозможно будет проложить свой путь ни в жизни, ни в творчестве».
В заключении хочется сказать ещё несколько слов о молодом режиссёре –постановщике премьерного спектакля. Иван Чумаченко - выпускник мастерской известного в театральном мире мэтра, преподавателя ГИТИСа Леонида Хейфица. Он также является сыном нынешнего главного режиссёра и художественного руководителя Московского областного театра драмы и комедии Михаила Чумаченко. Продолжая славную семейную традицию, Иван Чумаченко ещё в студенческие годы стал участником различных творческих режиссёрских лабораторий. Он уже ставил спектакли в Новомосковском филиале Тульского драматического театра, в Ташкентском русском академическом театре драмы имени Максима Горького (там он создал в октябре прошлого года впечатляющую инсценировку по двум известным произведениям Антона Павловича Чехова – «Медведь» и «Предложение»), в Юго-Осетинском Государственном драматическом театре имени Коста Хетагурова и на других сценических площадках. Будем надеяться, что спектакль «Трикинг» органически впишется в репертуар Московского областного театра драмы и комедии и мы ещё увидим новые постановки молодого и талантливого режиссёра на ногинской сцене.
Фото Анны ПУШКИНОЙ