В Московском областном театре драмы и комедии прошла премьера спектакля по драме Теннесси Уильямса «Стеклянный зверинец». Некоторые исследователи творчества этого драматурга называли его американским Чеховым. Пьесы автора, как правило, это истории об одиночестве главного героя, о его неспособности найти гармонию с окружающим миром. Персонажи его пьес – утончённые натуры, а окружающий их повседневный мир кажется им серым и грубым. Как утверждают театральные критики, многие сюжетные линии, персонажи, детали в произведениях драматурга основаны на реальных событиях, которые происходили в его жизни, и являются автобиографичными. Такова и пьеса «Стеклянный зверинец», написанная автором в далёком 1944 году.
Детство, юность, зрелость, старость и смерть
Теннисси Уильямс (это его псевдоним) родился 26 марта 1911 года в городе Колумбус в штате Миссисипи. В юном возрасте мальчик переболел дифтерией, что отразилось на его дальнейшем здоровье. Его отец торговал обувью и сильно злоупотреблял алкоголем. Он был недоволен тем, что сын растёт хилым парнишкой, не таким крепким, как другие его ровесники. Между отцом и мамой постоянно происходили ссоры и скандалы, которые травмировали ещё не сложившуюся психику мальчика.
Семья вскоре переехала в город Сент-Луис, где будущий классик пошёл в школу. Уже в школьные годы Томас увлекся литературой. Его любимыми авторами стали американский поэт Харт Крейн и русский драматург Антон Чехов. С 1929 по 1931 годы юноша был студентом Миссурийского университета, где учился на журналиста. В студенческие времена он уже писал стихи, рассказы, пьесы и представлял свои сочинения на литературных конкурсах.
Свою первую пьесу «Весенняя гроза» Теннисси Уильямс написал в 1937 году, когда ему было 26 лет. Но до появления психологической драмы «Стеклянный зверинец» произведения драматурга не пользовались особым вниманием театральной публики. В «Стеклянном зверинце» драматург отразил свои личные переживания в то время, когда он работал на обувной фабрике. Эта работа стала ненавистной для его тонкой, ранимой и пульсирующей души. Прообразами главных героев стала мать писателя и его сестра.
Главный герой пьесы Том Уингфилд вспоминает о времени, когда жил с матерью Амандой и сестрой Лаурой. Сумбурная, взбалмошная и амбициозная мать желает своим детям только благого: чтобы сын получил продвижение по службе, а дочь благополучно вышла замуж. Ей нет дела до того, что работа в компании «Континентальная обувь» давит и угнетает психику и импульсивную натуру сына, склонного к путешествиям и сочинению стихов. А дочери Лауре очень трудно найти жениха из-за её физического недостатка — одна нога у ней короче другой и потому она нелюдима, редко выходит из дома и частенько впадает в депрессию.
«Стеклянный зверинец» имел успех у американских читателей. Премьера драмы впервые состоялась в 1944 году в Чикаго, а затем с триумфом прошла на Бродвее. В 1950 году по ней в Голливуде был снят одноимённый художественный фильм. Пользовались успехом у театральной публики и другие произведения драматурга: «Трамвай «Желание» (1947), «Татуированная роза» (1951), «Кошка на раскалённой крыше» (1955), «Орфей спускается в ад» (1957), «Сладкоголосая птица юности» (1959), мистическая пьеса «Крик» (1973), «Дом, обречённый рухнуть» (1982) и другие.
Теннесси Уильямса долгое время вдохновляли пьесы великого русского драматурга Антона Павловича Чехова. Незадолго до своей смерти, в 1980 году, он написал «Дневник Тригорина» — это адаптация чеховской «Чайки». Драматург продолжал неустанно работать над своими произведениями вплоть до последнего дня жизни, хотя его поздние пьесы уже не имели такого успеха как в 50-е годы ХХ века.
Классик американской драматургии умер 25 февраля 1983 года. По неофициальным данным скончался от передозировки алкоголя и принятых успокоительных таблеток. Он похоронен на кладбище в Сент-Луисе, хотя при жизни Теннисси Уильямс в своих интервью неоднократно говорил о том, что хотел бы быть погребённом в море.
А по бессмертным пьесам классика до сих пор продолжают ставится спектакли на многих театральных сценах мира. В Москве эта драма идёт в «Театре наций», в театре «У Никитских ворот», в Культурном центре «Братеево», в Тверском академическом театре, в Тульском камерном драматическом театре. И вот теперь она будет и на сцене Московского областного театра драмы и комедии. Тема взаимоотношений подросших детей и их матерей до сих пор остаётся актуальной.
«Стеклянный зверинец» — драма, которую стоит посмотреть
Эта пьеса производит впечатление на зрителей своим психологизмом и глубиной затрагиваемых вопросов. В центре сюжетной линии, как мы уже упоминали, - деспотичная мать и страдающие от её «семейного террора» сын и дочь. Отец покинул семью 17 лет назад. История драматична и реалистична, как сама жизнь, но в ней присутствует дух экзистенциализма, ставящего во главу угла уникальность каждого человека и свободу выбора своего личного жизненного пути.
Пожалуй, тема иллюзии и реальной действительности стоит в центре этого произведения Теннесси Уильямса. Создатели спектакля (режиссёр-постановщик Эрвин Гааз, сценограф и художник по костюмам Теодор Тэжик, композитор заслуженный деятель искусств РФ Татьяна Жанова, балетмейстер Данил Музипов, помощник режиссёра Екатерина Кузина и, разумеется, актёры) пытаются включить зрителей в нелёгкие размышления о неоднозначности выбора своей стези в сумерках и в тёмном мареве реальной жизни.
Самообман губителен для любого человека
Коллекция стеклянных игрушек, которую собирает Лаура (её роль исполняет актриса Яна Фоминых) скорее всего служит символом хрупкости жизни. По замыслу автора пьеса повествует о человеческом одиночестве, о людях, которые живут иллюзиями и надеждами на «светлое будущее».
«Стеклянный мир» может спасти человека, заставив на какое-то время забыть о настоящем. Человек становится «стеклянной игрушкой», не хочет творить своё будущее и бороться за свои мечты и цели. Но самообман губителен для любого человека! Однако драматург никого не осуждает. Теннесси преисполнен сочувствием к своим персонажам.
Аманда (заслуженная артистка Московской области Татьяна Иванцова) живёт элементарными житейскими заботами. Её мечты во многом меркантильны — продвижение по службе сына и удачное замужество дочери. Лаура производит впечатление закомплексованной из-за своего физического увечья, но тонкой по душевному складу натуры, которая старается угодить матери и понравиться потенциальному жениху Джиму О'Коннору (его роль исполняет Дмитрий Сафонов). Но приглашённый Томом (в его роли блистает актёр Игорь Бондаренко) в гости его коллега Джим, на которого Лаура «запала» ещё в школьные годы, оказывается обручённым с другой девицей и вскоре собирается на ней жениться. Он признаётся в этом Лауре и она, казалось бы, терпит сокрушительный крах.
Однако выход из любой конфликтной и даже сокрушительной ситуации не всегда может быть однозначным. Решения в изгибах своей судьбы каждый человек должен принимать самостоятельно, нести за них личную ответственность и не возлагать вину за свою неудавшуюся жизнь на какие-то пусть и объективные, неблагоприятные обстоятельства и сложности. Человек сам куёт свою судьбу. В любом случае у него есть право выбора и ради своих убеждений он должен быть готовым чем-то жертвовать, иногда очень для него дорогим.
Драму «Стеклянный зверинец» сам Уильям Теннесси по жанру определил как «пьеса-воспоминание». Память наша нестабильна и во многом избирательна: одни события остаются в ней яркими на всю оставшуюся жизнь, а другие приглушаются и даже вовсе забываются. Неоспоримо одно: воспоминания выхватывают из нашей жизни самое важное.
И в композиционном плане пьеса строится на воспоминаниях Тома – в спектакле она с них начинается и ими заканчивается. И так ли уж драматичен и трагичен её финал? Том Уинфилд, которому претит работа в компании «Континентальная обувь», мечтает о заморских путешествиях. Деньги, которая ему дала мама, чтобы Том погасил их задолженность за электричество, он тайком от неё уплатил за курсы, где проходят первичное обучение будущие моряки. И свет в их доме за неуплату за электричество, отключают как раз тогда, когда в нём появляется потенциальный жених Джим. И в доме зажигаются свечи, что тоже имеет символический смысл. Мечта Тома о заграничных путешествиях хотя бы на каком-то торговом судне, вполне реалистична и может сбыться в самом ближайшем будущем.
Лауру покидает возможный жених и её надежды на замужество терпят крах? Она в отчаянии? Снова впадёт в депрессию? Возможно, но на какое-то время. Предаваться отчаянию нельзя. Оно не лечит и не избавляет от беды. Нельзя терять веры и надежды на более радужное будущее.
Есть Вера, Надежда, Любовь…
На пресс-конференции, устроенной для журналистов после прогона премьерного спектакля, некоторые мои коллеги, задавая вопросы создателям постановки и занятым в ней артистам, говорили о том, что не увидели в финале постановки трагической обречённости в судьбе главных героев. И если они не увидели, то и зрители, пожалуй, не уйдут с горьким осадком того, что жизнь «такая гадость, что, право, лучше бы не жить». Лаура выстоит в очередном жизненном испытании и, возможно, ещё встретит человека, который её полюбит и создаст с ним семью. Здесь мне приходят на память строки из одной духовной песни христиан-баптистов:
Когда одолеют тебя испытанья,
Когда в непосильной устанешь борьбе,
И каплю за каплей из чаши страданий
Пить будешь, упрёки бросая судьбе,
Не падай душою, судьбе не злословь –
Есть Вера, Надежда, Любовь.
Насчёт любви я не очень большой специалист, но знаю точно – без веры и надежды человеку жить трудно, почти невозможно. Без веры и надежды – ему кранты…
Создателей спектакля порадовало, что у моих коллег-журналистов не создалось впечатление печального финала у этой постановки. Режиссёр Эрвин Гааз сказал нам, что рад тому, что волею случая ему представилась возможность поставить эту пьесу американского классика в Московском областном театре драмы и комедии. Он об этом давно мечтал (мечты иногда сбываются!). Режиссёр поблагодарил всех, кто принял участие в создании этого спектакля. Делался он в очень сжатые сроки – за сорок дней. Особенную благодарность он выразил сценографу и художнику по костюмам Теадору Тэжику, заведующей музыкальной частью Театра на Таганке, пианистке Татьяне Жановой, с которыми он давно знаком и вместе уже работал. По его словам, Татьяна Викторовна умеет создавать на сцене «музыкальный мир». С ней он ранее работал над спектаклями «Кадиш» по поэме Александра Галича, которую поэт посвятил памяти Януша Корчака, и над «Хрониками Шекспира».
Поблагодарил режиссёр-постановщик и потрясающую работу художника по свету Антона Юдакова и, разумеется, занятых в спектакле артистов. Татьяна Иванцова, правда, посетовала на то, что слишком мало времени было у актёров для репетиций и более глубокого погружения в образы своих персонажей: хотя бы ещё недельки две им стоило бы порепетировать, но заявленные для премьеры сроки, увы, поджимали.
Однако есть одна странная закономерность. Когда в театрах складываются форс-мажорные обстоятельства и спектакль надо выпустить в рекордно короткие сроки, артисты мобилизуются, концентрируются и выкладываются на все сто процентов, проявляя и свой профессиональный уровень, и самоорганизацию, и даже способность к импровизации, которую умные режиссёры поощряют. И эту способность к внутренней самоорганизации в полной мере проявили занятые в спектакле актёры. Окончательную оценку их игре, конечно, дадут зрители. Но лично у меня нет сомнения, что драма «Стеклянный зверинец» займет достойное место в репертуарном расписании театра драмы и комедии в Ногинске. Эта драма не может не понравиться тем, кто любит вдумчивые, глубокие и серьёзные произведения, которые будят мысли и позволяют зрителю делать собственные выводы.
На снимках: режиссёр-постановщик спектакля «Стеклянный зверинец» в Московском областном театре драмы и комедии Эрвин Гааз; заслуженная артистка Московской области Татьяна Иванцова в роли Аманды Уингфилд и Игорь Бондаренко в роли её сына Тома.
Фото Анны ПУШКИНОЙ