В Московском областном театре драмы и комедии прошла премьера спектакля «Любовь? Любовь! Любовь…», созданного по двум водевилям Антона Павловича Чехова «Медведь» и «Предложение». Его поставила актриса, выпускница режиссёрских курсов ВГИКа Дарья Фекленко. Этот спектакль - дебют молодого режиссёра на театральной сцене.
Это уже седьмая премьерная постановка театра за текущий сезон. Не многовато ли? Не сказывается ли такое обилие премьерных спектаклей, создаваемых за рекордно короткие сроки (на репетиции отводится где-то месяц) на конечном качестве театрального продукта? На эти и некоторые другие вопросы в апреле ответил в интервью Ногинской муниципальной газете «Богородские вести» новый директор театра, продюсер и капитан любительской хоккейной команды «КомАР» (команда артистов) Александр Морозов.
- Вы буквально бросились с места в карьер, - констатирует главный редактор этой газеты Наталья Пичугина. – Ещё недавно мы сообщали о вашем назначении на должность директора, а сейчас стараемся успеть за чередой мероприятий и новых постановок. Расскажите о первых итогах работы, как достигаете такого темпа?
- Работа идёт, и мы её продолжим, - отвечает Александр Васильевич. – Всё только начинается!.. Мы расставили приоритеты, что нужно делать в первую очередь. Безусловно, сначала решалась задача – собрать единомышленников, талантливых и заинтересованных в развитии театра людей. В одиночку ничего не решается, только коллективно. Сейчас я могу сказать, что у нас есть эффективная команда.
- Какие идеи в настоящее время воплощаете в жизнь? – задаёт Морозову второй вопрос Наталья Пичугина.
- Задач и идей очень много, - отвечает директор театра. – В Ногинске замечательная труппа, у нас большие творческие возможности, и грех их не реализовывать. Наш театр должен звучать не только в России, но и за рубежом. Есть планы выехать за границу, прошли первые переговоры. Как только будут сняты ограничения, связанные с коронавирусом, театр отправится на большие гастроли… Мы договорились с Национальным гастрольным агентством на туры по России, будут и обменные гастроли. К примеру, в декабре минувшего года к нам поступило более шестидесяти приглашений показать наши спектакли в других городах, но помешала пандемия.
- Вам пригодился опыт продюсера и капитана команды «КомАР»? – перевела разговор на хоккей редактор «Богородских вестей. - Недаром говорят, что в хоккей играют настоящие мужчины.
- Хоккей – настоящий мужской вид спорта, чтобы не происходило на площадке, даже серьёзная травма, - отвечает Александр Морозов. – Это командная игра. Только вместе, сплотившись, можно выиграть, поднять бренд, в том числе и нашего театра. Разумеется, спортивный опыт помогает. Сильные мужчины сейчас в цене, так же, как и настоящие женщины. Именно такие люди сейчас собираются в нашем театре. Только с таким посылом мы сможем давать нашему зрителю то, что душе угодно.
- Интересно узнать о сотрудничестве с популярным актёром Денисом Матросовым, - продолжает задавать вопросы Наталья Пичугина. – У него не было ранее режиссёрского опыта, но в Ногинске его работы буквально выстрелили. Зрители были в восторге и от детского спектакля «Волшебная сила», поставленного им по сказке прозаика и драматурга из Нижнего Тагила Анны Богачёвой, и от смешной и философской одновременно постановки «Димыч, не гони Зенона» по пьесе современного драматурга Ольги Степновой «Не гоните Чёрного монаха». Как вы поверили в Матросова?
- Я хорошо знаю его как человека, в том числе по спорту, - ответил Александр Морозов, который играет с Денисом Матросовым в одной хоккейной команде. – Мы с Денисом спина к спине восемь лет стояли на одной площадке… Не секрет, что в хоккее бывают драки и именно Матросов всегда окажется рядом, когда прессуют соперники, будет прикрывать и отбрасывать противника. Он один из тех, кто защищает спину. Я не сомневался в Денисе, это он сомневался в себе. В театре показал себя как большой профессионал, трудяга. Актёры недаром говорят, что он излучает позитив, а это всегда притягивает людей, тогда и совместная работа удаётся на сто процентов.
- Известный актёр Марат Башаров поставил на нашей сцене замечательную комедию «Игра любви и случая» по пьесе Пьере Карле Мариво. Причём он на пресс-конференции обмолвился, что настолько комфортно почувствовал себя в Ногинске, что хочет здесь жить. Творческое сотрудничество с ним продолжится? – интересуется Наталья Пичугина.
- Марат – увлекающийся человек. Ему действительно понравился город, и он даже задумывается о том, чтобы купить здесь жильё, - ответил Александр Морозов. – Обсуждали мы с ним и вопрос по поводу новых постановок. Марат – шикарный актёр и как театральный режиссёр стал открытием. Поэтому обязательно продолжим с ним совм6естную работу. Есть вероятность, что зрители увидят его как артиста в новой роли на ногинской сцене…
Пожалуй, я слишком увлёкся цитированием довольно большого интервью Александра Морозова газете «Богородские вести», которое было опубликовано 15 апреля 2021 года под ёмким и многоговорящим названием «Всё решает команда!».
Вернёмся к апрельской премьере спектакля Дарьи Фекленко по двум шуточным произведениям А.П. Чехова. Вероятно, нет особой нужды напоминать читателям о сюжетах этих двух одноактных комедий, которые написал Чехов в 1888-89 годах, когда ему было 28-29 лет. И всё-таки напомню. Помещица Елена Ивановна Попова (в её роли занята заслуженная артистка Московской области Марианна Лукина), тяжело скорбит о смерти скончавшегося семь месяцев назад мужа-офицера (его живописный портрет, где он восседает на коне в военной форме красуется на видном месте в приёмной зале вдовы). Она пребывает в трауре, никуда не выезжает из дома и не принимает гостей. Но к ней буквально вламывается, отшвыривая в сторону слугу Луку (его роль исполняет заслуженный артист Московской области Фёдор Казаков) хозяин соседнего имения, отставной поручик артиллерии Григорий Степанович Смирнов (в его роли блеснул артист Олег Мошкаркин). Он отчаянно нуждается в деньгах и требует от помещицы, чтобы она немедленно вернула ему долг покойного мужа, предъявив ей соответствующие бумаги. Елена Ивановна готова вернуть долг мужа, но просит отставного поручика подождать пару дней, когда вернётся из города приказчик, который ведёт её хозяйственные и денежные дела. Однако Григорий Степанович ждать никак не может. Иначе у него опишут поместье. Смирнов отказывается покидать дом помещицы до тех пор, пока ему не вернут долг и вальяжно располагается в зале. Елена Ивановна считает его грубым и неотёсанным типом и называет непрошенного гостя «медведем» (отсюда, очевидно, у Чехова родился заголовок для своего водевиля). Помещица требует, чтобы буйный визитёр покинул её дом. Но тот не собирается этого делать, и староватый слуга Лука никак не может выдворить его вон.
Когда читаешь этот шуточный водевиль, то создаётся впечатление, что Антон Павлович писал его с лёгкой усмешкой, непринуждённо и не только для потехи публики ради, но и собственной забавы для. Для творческого куража. Скажите, вы где-нибудь читали или слышали, чтобы в галантном XIX веке мужчина-офицер вызвал бы на дуэль даму? А в комедии «Медведь» это происходит. Отважная дама гордо принимает вызов, приносит для поединка два дуэльных пистолета покойного мужа и просит отставного поручика показать ей как следует обращаться с оружием. Этот поступок вдовы приводит Смирнова в восторг. Обнимая её за талию, он показывает ей, как следует нажимать на курок и мгновенно влюбляется в помещицу как мальчишка-гимназист. Он признаётся ей, что у него богатый жизненный опыт: он бросил 12 женщин, девять бросили его, но подобного чувства он никогда ни к кому не испытывал. И, наконец, они сливаются в длительном и страстном поцелуе. Появившийся в этой сцене с топором слуга Лука растерянно и радостно бормочет: «Батюшки!..» Занавес!
И зрителям, по-видимому, остаётся уверовать в то, что герои этого водевиля будут жить долго и счастливо, и долг покойного мужа Елена Ивановна новоявленному избраннику судьбы, разумеется, непременно вернёт. А как иначе?
Так же неприхотлива и комична по сюжету и одноактная комедия Чехова «Предложение». В ней тоже задействованы три комедийных лица: помещик Степан Степанович Чубуков (его роль с блеском исполняет заслуженный артист РФ Андрей Троицкий), его взрослая дочь Наталья Степановна (в этой роли свои способности к изумляющему зрителей воплощению образов в очередной раз продемонстрировала актриса Ольга Сальникова) и их сосед по поместью Иван Васильевич Ломов (в его роли сверкнул гранями своего актёрского таланта Андрей Кирьян), который приехал свататься к Наталье Степановне.
Как известно, сам Чехов к этим двум водевилям относился снисходительно, с усмешкой и даже самокритично, считая их «пошловато-глуповатыми». Вот, например, как он писал о комедии «Предложение» в письме к своей подруге Елене Линтварёвой: «Водевильчик пошловатенький и скучноватенький, но в провинции пойдёт… «Предложение» ставить в столицах не буду».
Тем не менее, уже в 1889-90 годах эта комедия была поставлена в Москве, Санкт-Петербурге, Томске и даже в Пражском национальном театре. Актёр и режиссёр Александринского театра, близкий друг Чехова Павел Свободин сообщил Антону Павловичу, что его пьеса «до слёз нравится публике». Если изысканная питерская публика от этого «глуповато-пошловатого» водевиля Чехова была в восторге, то, надо полагать, и нынешняя непритязательная публика его примет? Увы, сегодня наступили такие времена, что режиссёры-постановщики нацелены на то, как угодить вкусам разноликой публики. А какая она - нынешняя театральная публика? Какие у неё сегодня вкусовые пристрастия? Для чего она идёт в театр? На мой субъективный взгляд для того, чтобы оторваться от скучноватой обыденности реальной жизни, от растлевающего людей телезомбиящика, наполненного пропагандистским угаром ведущих новостных программ типа «Время покажет» на первом канале, «60 минут» - на втором, «Своя правда» - на НТВ. Нормальных людей уже давно тошнит от таких телеведущих пропагандистов как Артём Шейнин, Ольга Скабеева и Евгений Попов, Владимир Соловьёв, Владимир Киселёв, Роман Бабаян и некоторых других, которые как будто слеплены из одного теста и учат нас как надо правильно Родину любить и как ненавидеть наших недругов. Телеэфир забит раскрытием тайн личной жизни эстрадных и других звёзд, дешёвыми развлекательными программами и криминальными сериалами.
Не могу тут не вспомнить непринуждённый разговор двух сотрудниц разных отечественных телеканалов. Одна из них спрашивает другую: «Ты видела вчера эту телепередачу? Ну полная же мура! Фуфло!.. А рейтинг-то какой, посмотри!» Вот в погоне за высоким рейтингом, видимо, и соревнуются между собой такие телепередачи как «Вечерний Ургант», «Андрей Малахов. Прямой эфир», «ДНК» и другие. И, надо полагать, что их телеведущие уверены в том, что они то знают, что надо и как угодить вкусам так называемых «простых людей».
В театр же, на мой взгляд, ходит более интеллектуальная и образованная публика, которая ждёт не дешёвых развлекательных зрелищ, а спектаклей, которые способны вызвать у зрителей потрясение и наслаждение от высокого духовного и нравственного драматического материала, чтобы ту или иную театральную постановку можно было обсуждать, спорить о ней и даже задуматься о смысле личной жизни, о своём призвании, о своём земном предначертании. . .
Так или иначе, ещё при жизни Чехова водевили «Медведь» и «Предложение» были переведены на английский, немецкий, болгарский, венгерский, чешский, сербохорватский и другие языки. Ну а сколько постановок на сценах различных театров нашей страны и за рубежом выдержали эти пьесы после смерти автора, пожалуй, и не сосчитать. Одних киношных экранизаций этих произведений с 1938 по 2008 годы в нашем Отечестве и в других странах мира было около тридцати. И вот в 2021 году дошёл черёд до постановки этих одноактных пьес на сцене Московского областного театра драмы и комедии.
После предпремьерного показа спектакля в фойе театра была организована пресс-конференция для ногинских, электростальских и черноголовских представителей СМИ. Моим коллегам, кстати, свежая постановка чеховских водевилей и талантливая игра занятых в ней актёров очень понравились. В апреле прошли хорошие отзывы об этой постановке в передачах Богородского информационного канала, студии Ногинского радиовещания, в рецензии Натальи Леонидовой «А почему бы не влюбиться?» в газете «Богородские вести». Режиссёр-постановщик Дарья Фекленко рассказала нам на пресс-конференции о том, что двигало ею, когда она взялась за сценическую реализацию этих двух шутливых произведений Чехова и какие нешуточные мысли она хотела донести до зрителей, которым «нравится смотреть про любовь, видеть обнимания…» Она призналась, что получила удовольствие от репетиций и от работы с замечательными артистами театральной труппы, которые умеют импровизировать, вносят дельные замечания и предложению по обогащению создаваемых ими на сцене колоритных чеховских персонажей, умеют придумывать для них биографии.
Перед журналистами также выступили и ответили на их вопросы директор театра Александр Морозов, художник-постановщик и художник по костюмам Владимир Викью, хореограф Данил Музипов, актёры Андрей Троицкий, Марианна Лукина, Фёдор Казаков, Ольга Сальникова и другие занятые в премьерной постановке артисты.
Директор театра поведал журналистам о том, что труппу ожидают новые «громкие премьеры». Летом предстоят гастроли по городам Нечерноземья и Дальнего Востока.
- Идей полно, - сказал в заключении Александр Морозов. – И следующий театральный сезон будет интересным…
НА СНИМКАХ: Олег Мошкаркин в роли отставного поручика Григория Степановича Смирнова и Марианна Лукина в роли помещицы Елены Ивановны Поповой; Ольга Сальникова и Андрей Кирьян в роли жениха Ивана Васильевича Ломова; заслуженный артист РФ Андрей Троицкий в роли Степана Степановича Чубукова, Ольга Сальникова и Андрей Кирьян; выход к публике участников спектакля.
Фото Анны ПУШКИНОЙ