Накануне Всемирного дня поэзии были определены лауреаты премий «Поэт года» и «Писатель года». Церемония награждения победителей проходила в Концертном зале правительства Москвы. Работы конкурсантов жюри отбирало в течение года. В итоге в короткий список попали 200 поэтов и 100 прозаиков из разных регионов России, а также ближнего и дальнего зарубежья. Титул «Поэт года» в основной номинации получили: I премия - Арсений Загаевский (Москва); II премия - Оксана Цветкова (Нижний Новгород); III премия - Игорь Гонохов (Ногинск).
Игорь Гонохов родился в Ногинске в 1967 году. В этом подмосковном городе прошли его детство и юность. Со школьных лет писал стихи. Многие годы проработал радиожурналистом на студии Ногинского радиовещания. Его стихи печатались в местных газетах. В 2002 году в Ногинске вышла первая книга стихов под названием «Знакомые окна».
Игорь перебрался жить в столицу. Однако родные подмосковные места тянут к себе, словно магнит, и, использую выходные, Игорь частенько приезжает из суетной столицы в Ногинск - навестить маму, родных и близких людей, побродить по старинным улочкам и заповедным местам, знакомых поэту с детства.
У Игоря в 2002 году вышла в свет поэтическая книга под скромным названием «Знакомые окна». Автор разбил её на три композиционные и тематические части. Сам выступил в роли составителя и редактора издания.
Накануне мне стало известно, что студийцы Ногинского литературного объединения «Лира» выпустили в свет восьмой поэтический сборник «Голоса Богородского края», а вот теперь я держу в руках подаренные мне автором «Знакомые окна». Радуюсь, что не оскудевает земля богородская поэтическими талантами. Значит, не все так безнадежно в нынешней безумной и судорожной погоне за материальными благами, коли поэзия еще жива. И она не только пульсирует в сознании авторов, но и воплощается в реальный творческий продукт, который все-таки находит своих читателей и теребит еще окончательно не очерствевшие людские души.
Судя по авторской благодарности, книга Игоря Гонохова появилась на свет при спонсорской поддержке тогдашнего депутата Госдумы Владимира Пекарева (впоследствии мэра города Электростали) и председателя Совета директоров Ногинского района Олега Волчкова. Отрадно, что люди, наделенные властью и замороченные всякими ответственными заботами, находят время и средства для поддержки творчества талантливых земляков.
Анализировать стихотворные произведения – занятие неблагодарное. Стихи надо читать и слушать, чтобы почувствовать мелодию, ритм и благозвучие строф, чтобы не расплескать поэтическое вино, вкусить его индивидуальный авторский аромат. А слушать стихи лучше всего в исполнении автора, ибо он наиболее тонко чувствует чарующую музыку своего произведения и может акцентировать голосом, интонацией, паузой внимание слушателей на тех нюансах, которые для него важны.
Следует отметить, что поэтический голос Игоря Гонохова окреп, стал более зрелым, отчетливым, прозрачным, приобрел живописность художественного мазка. Вот, например, как начинается его стихотворение «Городок»:
Сырой туманный март. Чернеют липы.
Болонка мокрая по тропке семенит.
В кирпичном доме греет ноги быт.
В подвале теплом пьяный бомж сопит
И слышит труб водопроводных хрипы.
Автор чурается усложненной лексики и некой вычурности образов, которые, на мой взгляд, раньше были свойственны его поэзии. Теперь он пишет проще, внятнее и доступнее:
На розовом небе
дымы.
Мы бродим в гостях у
зимы.
По берегу Клязьмы
идем.
Вдоль снежных деревьев
вдвоем.
И космы березы
седой
Склонились над черной
водой…
Эта чеканная простота соседствует с пластичной изящностью поэтических линий и образов:
Ландыш в серебряной чашке дождя.
Запах сирени смешался с озоном.
Пудель бессовестный роет газоны.
Воздухом шалостей дышит земля.
В жемчуге слез хороши тополя.
Плачут навзрыд большеглазые клены.
В парке плавучем и пенно-зеленом
Солнце в воде, как кусок янтаря.
Ливень прошел золотым колесом
Пьяный, весенний, веселый, косой.
Улиц лиловых плывут акварели.
Сине-лазурная всюду река.
Окна, черемуха и облака.
И золотой молоточек капели.
Пейзажные зарисовки у Гонохова то наполнены звуком, то заставляют прислушиваться к малейшим шорохам. Они выверены, сочны и похожи на живопись. Так, строфы в стихотворении «Текстильный переулок» автор строит так, словно пишет масляными красками:
Бревна старой казармы почти что черны.
За стеклом белый тюль, в банке рисовый гриб.
На скамейке старик курит возле жены.
Оба смотрят, как падают листья у лип…
Они молча сидят, видя листьев полет.
Кружат с самых вершин долго-долго листы.
И в одном из окон белый моется кот.
И горят в темноте темно-алым цветы.
Ногинские читатели с удовольствием обнаружили в поэтическом сборнике Гонохова стихи, созданные автором, как говорится, на местном материале. Об этом иногда говорят и названия произведений – «Улица Тихая», «Глуховский парк», «Строкино», «Стромынская история» и т.д. Это не только поэтические зарисовки, написанные в теплых пастельных тонах, но и строки, дышащие ощущением истории, быстротечности мирского быта и вечности божественного мирозданья. В стихотворении «Улица Тихая», на мой взгляд, слышна неподдельная ностальгия:
Облака. Плакучие березы.
Август, но с осенним холодком.
Палисадник. Куст опавшей розы.
И бревенчатый, высокий дом.
Желтый лист в безветрии слетает.
Яблони. Сухая ясность дня.
Улица старинная простая –
Простотою ты манишь меня.
«Тихая» дано тебе названье.
Утопил террасу дикий хмель.
Здесь машин не слышно дребезжанье.
Суета – за тридевять земель.
Здесь все дышит тем еще укладом,
Памятью морозовских времен.
И об этом шепчутся за садом.
Сосны корабельные и клен…
В стихотворении «Глуховский парк», как мне кажется, чувствуется не только грусть по минувшему веку, безоблачному детству, упорхнувшей юности, отрезвляющей зрелости, но и ставится вечный вопрос о тленности и конечности земного бытия:
Игорь Гонохов – человек глубоко религиозный. Этого нельзя не заметить, ибо автор во многих стихах обращается к Богу.
Если верить христианской мифологии, Бог уже осенил автора, наградив его поэтическим даром, способностью творить и прославлять божественную красоту мира и населяющих его людей. Казалось бы, чего проще - жить по Его заповедям, стремиться к нравственному совершенству, к гармонии тела, мысли и духа. Но именно здесь автор попадает в вязкие сети, расставленные перед каждым из смертных. Как нам праведно прожить в этом материальном и сумрачном мире? Как не поддаваться плотскому зову, чувственному разврату и соблазну материальных благ? Этот вопрос мучает многих верующих людей. Прошло уже более двух тысячелетий со дня рождества Христова, а заповедям Создателя православные люди не очень-то внемлют. И убивают друг друга, и крадут, и жену ближнего, и дальнего своего не только желают… Мучимый противоречиями между суровыми реалиями быта, человеческими страстями и желанием возлюбить и воспеть Господа, автор кается и просит у Бога совета. И, на мой взгляд, Игорь Гонохов (пока еще не без естественных колебаний и сомнений в собственных силах) достойно использует свой поэтический дар на пути искреннего служения Творцу.
Кто хочет поближе познакомиться с поэтическим творчеством Игоря Гонохова может найти его стихи в Интернете и на портале Стихи. ру. А поклонники творчества Игоря Гонохова будут с нетерпением ждать выхода в свет его новой поэтической книги.
На снимке: Игорь Гонохов в родном Ногинске;