О новой книге сибирского историка Ивана Каменецкого
Передо мною на столе лежит удивительная и замечательная книга с названием: «Служилые люди Сибири. XVII – начало XVIII века» и подзаголовком: «Исторические портреты и очерки». Автор её – Иван Павлович Каменецкий, старший научный сотрудник Института истории СО РАН, кандидат исторических наук, выпускник Новосибирского университета 1980 г. Книга выпущена издательством, продукцию которого не встретишь ни в «Капитале», уже приказавшем нам долго жить, ни в «Кругозоре», и даже ни в колоссе наших дней «Читай-городе». Издательство общественного благотворительного фонда «Возрождение Тобольска», отметившего в этом году своё 30-летие активного и плодотворного существования, стяжавшего многочисленные международные награды издательских форумов, ориентировано не столько на коммерческий успех своих оригинальных начинаний, осуществляемых лучшими книжными силами страны, сколько на тот процесс, который в нашем бытии заметил видный современный философ Стивен Пинкер, и одну из своих книг озаглавил: «Просвещение продолжается: В защиту разума, науки, гуманизма и прогресса»[1]. «Просвещение» – вот ключевое слово, определяющее направление деятельности замечательного, уникального в нашей стране общества «Возрождение Тобольска», бессменно возглавляемого подвижником русской культуры А.Г. Елфимовым. Немалые тиражи всех своих выпущенных книг «Возрождение Тобольска» безвозмездно раздает общественным библиотекам.
Русской исторической науке уже известны труды подобного жанра. Привлекая русское общество к активному осмыслению своего исторического прошлого, приучая его к мысли о том, что шаг в будущее можно сделать лишь тогда, когда у тебя есть надёжная опора в прошлом. Николай Иванович Костомаров выпускает 3 тома исторических трудов под названием: «Русская история в жизнеописаниях главнейших её деятелей». Василий Осипович Ключевский, уже маститым ученым, профессором Московского университета собирает в отдельный том свои труды и называет его: «Исторические портреты». Эти книги, став классикой русской исторической науки как образец обращения её к самому широкому кругу сограждан, многократно переиздавались в XIX, XX и XXI веках.
В предисловии «От издателя» А.Г. Елфимов, с восхищением и гордостью за своих предков-земляков, пишет: «Каков же народ в Сибири, если даже неизвестные или малоизвестные служилые люди предстают необыкновенными личностями!.. Да, они не безгрешны, эти служилые люди. До появления в Сибири прошли через многие битвы, страдания, испытания. Конечно, они хотели бы иметь что-то своё, заслуженное. Если уж не семьи (какие семьи при таком образе жизни и почти полном отсутствии женского пола!), то хотя бы средства на будущее. Но такие вот они – первые русские сибиряки! При наличии этих самых средств они не кутили, не уходили на покой, не везли на Русь нажитое, а снаряжали экспедиции для открытия новых земель, как, например, атаман и предприниматель Иван Галкин, первый картограф Курбат Иванов, землепроходец Ерофей Хабаров…».
Кто же эти люди, которым посвящена книга И.П. Каменецкого?
Служилые люди – это дети боярские, казаки, стрельцы, атаманы и другие русские ратники, происходившие из разных сословных этнических групп, но состоявшие на службе русского государя. Это большинство русского населения на раннем этапе освоения Сибири, и им принадлежит важнейшая роль в сокрушении и покорении «под высокую руку» Москвы Сибирского царства; они заняты строительством первых городов и острожков по всей Сибири, они, двигаясь «встречь солнца», доходят да берегов Великого Тихого океана, участвуют в открытии и исследовании «земель незнаемых» в Северной Азии, они устанавливают посольские связи с государствами Средней Азии, Китаем и Монголией. В книге приводится очень интересная точка зрения современного историка А.Д. Агеева, который считает, что «присоединение Сибири было не завоеванием, а продолжением старой политики «собирания» земель и формирования национального государства…»[2].
Роль служилого населения в присоединении и освоении Сибири и всех восточных территорий, хорошо представляет изданный несколько лет назад библиографический словарь «Служилые люди Сибири конца XVI – начала XVIII в.»[3], подготовленный на основе картотеки известного историка-сибиреведа Дмитрия Яковлевича Резуна.
Словарь содержит сведения почти о 20 тысячах (!) представителей служилого люда Сибири – это большинство русского населения той эпохи. Фактографическая ценность этого издания сопоставима с классическим (и, надо отметить, непревзойденным до сих пор) трудом XIX века ученого-сибиреведа Н.Н. Оглоблина «Обозрение столбцов Сибирского приказа» в четырех томах.
Богатый фактографический материал словаря открыл закономерность появления труда И.П. Каменецкого, который являет собой масштабную реконструкцию человеческих личностей наших земляков, которых сегодня называют сибирскими землепроходцами, первооткрывателями «земель незнаемых», первопоселенцами, принёсшими на новоприсоединенные восточные территории ту русскую культуру, которая не только «окормляла» здесь соотечественников, но и начала преобразовывать жизнь и быт коренных народов. Автор книги сумел тематически связать между собой исторические очерки о малоизвестных сибирских служилых людях, уже давно не близких нам по времени.
Вот неполный перечень наиболее, на мой личный взгляд, интересных «портретных очерков», составивших книгу, с моими краткими обзорами содержания некоторых из них.
– «Сподвижники Ермака и их потомки». Здесь документированные архивными свидетельствами рассказы об атамане Иване Грозе, голове тобольских служилых татар Черкасе Александрове, по прозвищу «Корсак», атамане пеших казаков Гавриле Ильине, тюменском атамане Гавриле Иванове, березовском атамане Алексее Галкине и др. О сподвижника Ермака автор говорит, что в их судьбе «переплеталась борьба за установление русской государственности в Сибири, участие в бурных событиях Смутного времени и последующая служба в сибирской «государевой вотчине».
– «Опальный» атаман Василий Алексеев (Тюменец). До появления книги И.П. Каменецкого о сибирских служилых людях имя сибирского атамана Василия Алексеева (Тюменца) связывалось исключительно с бунтом его отряда против злоупотреблений енисейского воеводы Андрея Леонтьевича Ошанина в 1626 г. В рецензируемой книге восстанавливается тот заметный след, который оставили в ранней истории Енисейска, Красноярска и Сибири в целом, это семейство служилых людей трех поколений.
Первые известные сегодня сведения Алексееву о Василии датируются 1608 годом. В это время он казачий атаман в Таре, и вместе со ссыльным ротмистром Воином Волконовским отправляется вверх по Иртышу за солью на Ямыш-озеро. За этот успешный поход атаман получает немалое вознаграждение в 4 рубля – это средний денежный оклад годового жалования служилого человека в Сибири. Через 8 лет, в 1616 г. (третий год правления на Руси новой династии Романовых) атаман послан из Тобольска с посольством к монгольскому Алтын-хану для переговоров. В его «расспросных речах», составленных после возвращения в Тобольск, он подробно излагает маршрут своего путешествия, описывает государство Алтын-хана, включает в свой рассказ сведения о «Табынской землице» (Туве), «Лабинском государстве» (Тибете), «Китайском царстве» и других странах и народах. Сжато, но выразительно воспроизводит Василий Алексеев жизнь и быт монголов; «А избы у них полстяные, а кочюют де на верблюдах…, а бой де у Золотого царя лучный». Очень впечатляет и сегодня описание сибирским казачьим атаманом Китая: «А Китайское государство стоит на край губы морской, а город де кирпишной, а около де города ходу конем 10 дён. А бой де у них в Китайском государстве пищали и пушки. А под Китай приходят суды большие парусами, а на них де люди торговые, а на судне де человек по 200 и по 300. А платья де они носят з бухарской стати. А ходу де от Золотого царя до Китая конём месяц…».
– Поход на «большое море окиян» Дмитрия Копылова. Томский атаман, возглавивший поход казаков из Якутска на побережье Охотского моря и достигший с отрядом реки Амур; вернувшись через несколько лет на службу в Томск, атаман в Маковском острожке пленил грабителей, томских казаков Ивашку Гризова «с товарыщи», захвативших церковную казну – «взяли денех тысячю триста рублев, опричь мяхкой, и платья, и инойкое-какой рухляди, и за то воровство и тех казаков, пущих воров, велено повесить, а иным ворам наказанье чинить жестокое, и грабёжные животы на них все доправить».
– «Землепроходец, географ и «прибыльщик» Курбат Иванов. Герой этого очерка в середине XVII века составил первые карты Байкала, Охотского побережья, Чукотки и других территорий Сибири и Дальнего Востока. Он сотрудничал в разные годы с Семеном Дежневым, Ерофеем Хабаровым, Дмитрием Копыловым. Курбат Иванов основал и обустроил первый Верхоленский острожек, сумел собрать сведения «ведущих людей» об истоках рек Лены, Ангары, Селенги, о реках Витиме и Шилке, а также о Байкал-озере, острове Ольхон и о дороге в Китай. Все эти скрупулезно собранные сведения были объединены им в единый чертеж-карту. На личные средства Курбата Иванова в 1648 г. снаряжался поход Семёна Дежнёва на реку Анадырь и, по словам самого Иванова, он «от морского розбою обнищал и обдолжал великими неокупными долги». Сочетание же в «проведывании новых землиц» на востоке Руси государственного участия и частной инициативы было нередкой практикой, которая свидетельствует о сложности и гибкости системы управления новыми территориями.
– «Китайская грамота» казака Емельяна Вершинина». Рядовой сибирский казак, Емельян стал «непатентованным» русским дипломатом, проложившим дорогу в Китай, Монголию, Тибет и оставивший нам описание не только своих путешествий, но и увиденных им народов восточных стран.
Понимаю, насколько неблагодарен труд пересказа рецензируемой книги, но как это увлекательно для меня, которого это чтение обратило к детству, в котором захватывающая книга читалась тайно ночью, при свете карманного китайского фонарика, под одеялом! Да, сегодня увлекательность книги уже не требует таких подвигов, как чтение ее под одеялом, но если бы ночью в доме погас свет, книгу Каменецкого я читал бы, затеплив припасенную свечу.
Эту книгу хотелось бы мне видеть и в более «демократическом» наряде, может быть, даже в бумажной обложке без твердого переплета, но выпущенную тиражом, делающим ее доступной для покупки школьным учителем истории, который использовал бы ее на уроках «с обязательной региональной компонентой». Такая книга нужна – она в чём-то сродни той замечательной серии научно-популярных книг издательства «Наука», в которых видные ученые в доступной для широкого (и, в первую очередь, юного) читателя форме, излагали предмет своего научного поиска. Рецензируемая книга, посвященная подвигу наших предков по освоению восточных земель страны, в какой-то мере имеет вектор пути к Великому (Тихому) океану – эта стратегическая задача кажется еще масштабнее, нежели «ногою твердой стать у моря…» (Балтийского).
Синтез занимательности изложения и документальной точности и достоверности организуют повествование книги И.П. Каменецкого, создают в тексте эффект «приращения смысла», и читатель не может оставаться равнодушным к рассказу в силу его писательского мастерства. И это закономерно, потому что несколько лет назад (2021 год) вышла в свет книга прозы И.П. Каменецкого «Яблоки для внуков», получившая высокую оценку профессиональных литераторов.
* * *
Замечательный советский историк-медиевист А.Я. Гуревич, в 60–80-е годы прошлого века регулярно приезжавший в Академгородок для чтения лекций в Новосибирском университете, автор книги «Категории средневековой культуры», ставшей мировой классикой исторической науки[4], писал о значении труда историка (и, кажется мог иметь ввиду и рецензируемую книгу): «…вопрошая далёкое прошлое, мы вольно или невольно вступаем в диалог с людьми этого прошлого и разве диалог этот не оказывается немалозначительным для самосознания современного человека?»[5]
[1] М.: Изд-во Альпина нон-фикшн, 2021 – 626 с.
[2] Агеев А.Д. Сибири и американский Запад: движение фронтиров. – Иркутск, 2002. – С. 94.
[3] Служилые люди Сибири конца XVI – начала XVIII в. / Отв. ред. И.П. Каменецкий, Д.А. Ананьев, Е.В. Комлева, Е.Н. Туманик. – М.; СПб. : изд-во «Нестор-История», 2020. – 992 с.
[4] Английский коллега А.Я. Гуревича писал о его книге, что за последнее время русские дважды удивили его – первый раз это был полёт Юрия Гагарина в космос, второй – появление книги Гуревича. См.: Одиссей: Человек в истории. История как игра метафор: метафоры истории, общества и политики / Гл. ред. А.Я. Гуревич. – М.: Наука, 2007. – С. 17.
[5] Гуревич А.Я. Предисловие ко второму итальянскому изданию книги «Категории средневековой культуры». – Там же. – С. 18.