17 Ноября 2003 года, двадцать лет назад, упокоился настоящий поэт, поэт Божьей милостью, Юрий Поликарпович Кузнецов – поэт вселенского размаха, мастер слова, поразивший своим видением Истории Человечества, один из наиболее образованных литераторов России.
Я бы сказал, что ушёл Патриот Всея Земли. Метафоричность творчества, повышенная образность его поэзии, глубокая выразительность, символистическая зашифрованность образов. Но главное – его мировоззренческая позиция, его понимание задачи настоящей поэзии, борьба с косностью и догмой, его видение Будущего Человечества. Всё это делало Ю.Кузнецова “неудобным” человеком и для светской власти, и для духовенства, и для коллег – соратников по перу. Поражает уровень его интеллекта, что особо чувствуется в его поэмах. Как говорил Станислав Куняев – “Объём знаний о мире был ему дан сразу”, “Это не просто стихи. А, может быть, и вообще не стихи в обычном смысле слова. Это скорее откровения…Этому особому жанру поэзии нужны не литературные критики, а истолкователи”.
Чтобы понять мировоззрение, философию и поэзию Ю. Кузнецова, достаточно познакомиться с его поэтической трилогией о Христе – “Путь Христа”, поэмой “Сошествие в ад”, неоконченной поэмой “Рай” и со стихами “Молитва”, “Поэт и Монах”, “Встреча”, “Голубая падь”, “Явление под Олимпом”, “Полюбите живого Христа” и другими стихотворениями на библейскую тему. Особое, неизгладимое впечатление производит его эпическая поэма “Путь Христа”, которая, по словам автора, является “словесной иконой”. В ней в поэтическом изложении представлен жизненный путь Иисуса Христа – культовой фигуры, которую никто и никогда не превзойдёт в истории Человечества. Через Иисуса в мир вошла идея, основанная на чистоте сердца и на братстве людей по Богу. С него начинается Христианство – религия, основанная на идее единого божества, троичности, воплощения Сына Божьего. “Среди сынов человеческих никогда не рождалось более великого, нежели Иисус” (Э. Ренан).
В поэме Ю. Кузнецова поэтически, мифологически, образно, символически рождается удивительный образ Иисуса Христа. Отвлечённые, на первый взгляд, понятия – метафора, миф, символ, связанные с ним – наполняются “живой водой” (Ю.К.) и перед нами живой Иисус Христос. Недаром поэт говорил, что его цель – изобразить живого Христа, показать его жизнь на Земле и приблизить Иисуса к душе русского человека. Удивительное изложение, которое доставляет непередаваемое удовольствие. Такого эпоса, который так легко ложится на душу, с таким красивым образным языком, который вводит нас в мир Христа, который целиком отображает эпоху зарождения раннего Христианства и его суть, с таким колоссальным объёмом информации … я не встречал в русской поэзии. Гордость, радость и слёзы – вот, что я испытывал при чтении. Мне хотелось выпустить поэму на волю, как золотую птицу из клетки. Мне хотелось кричать – это чудо, это красота, это высшее проявление искусства. Не каждому дано переместить читателя во времени и окунуть его в эпоху двухтысячелетней давности. Я неплохо знаю историю Израиля, иудаизм, жизнеописание Иисуса Христа, исторические и мифологические контексты, раннее христианство и поэтому могу с уверенностью сказать, что в поэме отражены и развёрнуты все ключевые символические эпизоды. “Поэмная трилогия Юрия Кузнецова о Христе явилась уникальным в современной духовной культуре опытом творческого проникновения в надвременно-мистическую и социально-историческую составляющие Богочеловеческого бытия Спасителя. Конкретные вехи его Земного Пути, передаваемые здесь в явленных и скрытых образных сцеплениях, параллелях, раскрываются в надисторическом ракурсе, благодаря чему проецируются на сегодняшний день человеческой цивилизации” (Ничипоров И.Б.). Прошло 20 лет после ухода русского поэта. Меня удивляет только одно – почему наша культура не отразила это выдающееся поэтическое чудо в виде театральных постановок и пьес. Оно само просится на сцену к людям.
Ю. Кузнецов хотел показать живого Христа, а не религиозную догму. В рамках религиозного контекста Иисус Христос – Богочеловек. Замысел поэта мне стал понятен после следующих строк:
Славен Господь! Он пошёл на Божественный риск.
Так говорят небеса и преданья святые…
Христос пошёл на божественный риск, как человек. История возникновения раннего Христианства является подтверждением этого. Нужно различать в Христе человеческое и Божеское. В православии в Христе человек и Бог неслиянны, но составляют одно целое. Это выше нашего понимания! Отсюда различные подходы к личности Христа – исторический, мифологический, религиозный. В поэме поэт рассматривает Христа и как человека, и как Бога. Он искушает его, проверяет, когда в Христе проявляется человечье, а когда Божье. Отсюда и любовная линия Христа, все его рассуждения и сомнения. Читая поэму, умом, сердцем и душой чувствуешь и Иисуса-Человека, и Христа-Бога, и страдания живого Христа ради спасения Человечества. Иисус ни разу не выражал святотатственной мысли, будто он равен Богу. Он верил, что он – Сын Божий. И с первых шагов определил свои отношения к Богу как сына к отцу. У Иисуса Бог – наш Отец. Это Бог Человечества. Мораль, которую он извлёк из познания Бога Отца – это мораль мира. Поэтому он говорил: “Царство Божие среди вас есть”. Речь шла о коренном нравственном перевороте, захватывающим саму Природу Человечества. А он, как Мессия, является его божественным подготовителем. И очень жаль, что в этом отношении христианская церковь отступила от его намерений.
Другая поэма Ю. Кузнецова на библейскую тему – это “Сошествие в ад”. Она является не только более актуальной, но и более сложной, ибо раскрывается полностью подготовленному читателю. Она затрагивает иные струны нашей души.
Был бы я благодарен судьбе,
Если б вольною волей поэта
Я сумел два разорванных света:
Тот и этот замкнуть на себе. (Юрий Кузнецов. “Связист Путилов”)
В этой поэме поэт замыкает собой два разорванных света – мир Иисуса Христа и наш мир. Он шествует по аду в сопровождении Христа и “вершит суд”, давая тем самым свою оценку и, показывая оценку Христа, всей мировой, европейской и русской истории от эпохи раннего христианства, средневековья, возрождения до наших дней, до событий в России. Разумеется, это оценки с позиций христианской морали. Как отмечает сам автор, поэма требует от читателя больших знаний и культуры, но все смысловые и образные линии в ней чётко прослежены.
Поэма поражает энциклопедической, интеллектуальной и информационной ёмкостью. Поэма об эпохе раннего христианства; о той борьбе, которая велась между различными направлениями Христианства; о борьбе Христианства за право на существование в римском государстве; об апостолах Христа, их Евангелиях и посланиях; о распространении Христианства; о становлении церкви и Папы Римского; об эпохе средневековья, крестовых походах, инквизиции и так до наших дней. Церковь отвергла мечту ранних христиан о построении “Божьего Царства” на Земле и объединилась с государством, о чём свидетельствует эдикт императора Константина в 313 году. Поражает тот факт, что Ю.Кузнецов точно хронологически, символистически, образно, пофамильно отражает в поэме всю историю Человечества. Недаром Ю.Кузнецов считал себя поэтом с резко выраженным мифическим (мифологическим) сознанием (Ю.К. статья “Воззрение”). Для этого типа сознания, с доминированием правого полушария, характерны – воображение, образное и абстрактное мышление, пространственное представление, целостность и комплексность, интуиция.
Поэма была принята общественностью неоднозначно, слишком много “поставлено на карту”. Поэмы связаны, но вызывают разные эмоции; первая – свет, радость и счастье от соприкосновения с личностью Христа; вторая – тьма, печаль, тревога от осознания истории Человечества и реальности. В творчестве поэта прослеживается переход к библейской тематике. Но глубокое осмысление трагизма всей ситуации, незнание выхода (вечный русский вопрос – Что Делать?) привели к тому, что поэт “сгорел на костре, который сам сложил и сам зажёг”. Достаточно вспомнить его стихотворение “Поэт и Монах” (ноябрь 2003 года). Как и у Христа, у Кузнецова мысль о необходимости нравственного переворота в сознании людей, в сознании всего Человечества была главной. О таких людях М. Хайдеггер говорил: “Человек – это квинтэссенция Бытия”.
Ушла Личность, о которой хочется говорить, но не принято. Осознание всей реальности, осознание Будущего Человечества, неприятие и непонимание поэта, семейные проблемы (“Отступление от дочери”, “Укоризна” 2003 год) привели к тому, что струна души лопнула – сердце не выдержало.
Отговорила моя золотая поэма,
Всё остальное – и слепо, и глухо, и немо.
Боже! Я плачу и смерть отгоняю рукой.
Дай мне высокую старость и мудрый покой! (Ю.К.)
Жизнь и смерть Ю.П. Кузнецова – это трагедия Большого Человека, неординарной Личности с планетарным мышлением, осознающей трагическую реальность Человеческой Цивилизации. Это боль нашей планеты, это Дон Кихот нашего времени с тонкой и ранимой душой ребёнка. Он, как прожектор, осветил духовность и нравственность нашего Социума, движущегося к апокалипсису. А его строка: Я один, остальные – обман и подделка, это предсмертный крик раненой птицы. Нам остаётся только процитировать Юрия Поликарповича: Ты в небесах – мы во гресех – помилуй всех! (“Молитва” 8 ноября 2003 года).