Знаю Вячеслава Ложко с того самого дня, когда в 2013 году впервые стал участником Гумилёвского фестиваля в Коктебеле. Тогда же он подарил мне свои поэтические книги.
И вот с интервалом в один год: 2018 и 2019 – выходят две части одного повествования «Непридуманная жизнь». Название мне показалось довольно распространенным. У меня на полке стояла с таким же названием книга поэта Валерия Ладынина, изданная в 2003 году. И вначале просто из любопытства начал читать и «Жизнь» Ложко. Первую книгу буквально «проглотил» за два дня.
Что же так увлекло меня? Давным-давно я прочитал эпопею «Преображение России» Сергеева-Ценского, советского классика, жившего в Алуште, который на примере жизни своих героев показал, как рушилась великая Российская Империя.
Книга Вячеслава Ложко охватывает совершенно другой период нашей истории, но я бы сказал – аналогичный. Ведь известно, что история развивается по спирали и повторы ситуаций неизбежны. И то о чем написал Ложко, это и есть современное преображение России. Вернее того, что осталось от могучего некогда государства.
С первых страниц своего повествования, Ложко погружает нас в атмосферу не устроенного послевоенного быта. Отец – специалист – технарь – мастер золотые руки. Мать общественник, честная и трудолюбивая работница. Семья живет в трудных условиях голодных лет и не становится замкнутой и остается хлебосольной и гостеприимной. Честность воспитывается и в детях, готовность поделиться последним куском хлеба с теми, кому и этого не досталось.
Автор не награждает родителей никакими лестными эпитетами и сравнениями. Язык повествования прост – в основе документальные факты. Вначале ему помогает в этом молодая цепкая память, а со временем такими помощниками становятся дневниковые записи.
На страницах повествования оживают те годы, когда ворье шарилось внаглую по вокзалам и другим общественным местам и грабило зазевавшихся доверчивых граждан. Так происходит и с его семьей, которая по приказу партии отправилась с востока страны на запад, возрождать разрушенное войной производство. Семья автора, как и тысячи аналогичных семей выполняла тогда волю тех, кто строил вначале социализм, потом развитой социализм, потом коммунизм. А потом, стащив деньги партии, ушли в бизнес.
Нет! Ложко не скатился до банального описания строек, о которых в ту пору не писал только ленивый. Было даже целое направление в советской литературе, названное производственной тематикой. Главным в повествовании автора остаются судьбы людей. И в центре – простой человек и его радости и беды в условиях выживания в подчас системе агрессивной государственной машины. Очень удачно воссоздана послевоенная атмосфера южных провинциальных городов, когда юноши отстаивали свои взгляды при помощи кулаков: двор на двор, улица на улицу, микрорайон на микрорайон. Автор достаточно правдиво повествует о своих приключениях, ничего не приукрашивая, что тоже является одним из ценных достоинств книг. И это не случайно. Ведь чувства ответственности и справедливости для него стали не писанным законом жизни.
Оказавшись способным спортсменом, он вскоре добился высоких результатов в боксе, учится не отступать и побеждать в любых, даже самых сложных ситуациях. И, кажется, что всё идет благополучно: в армии его ценят, он становится кандидатом, потом мастером спорта по боксу. Его принимают в престижный Ленинградский институт Лесгафта, который Вячеслав успешно оканчивает и перед ним открывается блестящая карьера в спорте. Это всё до тех пор, пока он не сталкивается с действующей репрессивной системой в государстве. Обостренное чувство справедливости и вера в закон, ставят его перед проблемой: что важнее защитить беззащитного, или промолчать и не вмешиваться. Сделать вид, что это не его проблема. На одной из танцплощадок города, он сталкивается с подвыпившей компанией, которая в наглую пристает к девушкам. Заводила – родственник прокурора города. Когда Ложко попытался урезонить хулиганов, сыпятся угрозы, что он, не знает, с кем связался, и пожалеет еще об этом. Пьяные кинулись в драку, пришлось дать отпор. Получив по всем правилам и убежав с танцплощадки, этот трус нажаловался своему дяде и тот заставил суд представить дело совсем в ином свете, использовав лжесвидетелей. Так, Вячеслав впервые попал за решетку. Жесткая и прогнившая совдеповская правовая система показала чего она стоит и кого она карает вне зависимости от происходящих событий.
Все это отрыжки сталинской многолетней системы. Правым в ней, да и после нее, был всегда тот, кто выслуживался перед вышестоящим начальством. Кто говорил то, что велено сверху, а не то, что было на самом деле. Двойная мораль как ржавчина разъедала строй, да и государство. Так, Ложко впервые попал в ситуацию, когда пострадал за правое дело.
Тюрьма!.. Ни одна тюрьма не исправляет осужденного. И сама система исполнения наказаний была построена так, что там, да и в лагерях, люди ломались. Такие как Вячеслав, попадали туда и вовсе ни за что. А на свободу уже выходили совершенно другие люди. Озлобленные на жизнь, на общество, ведь многие попадали туда или по ошибке или за мелкие проступки, когда матерые жулики заседали в кабинетах и их в лучшем случае снимали с работы, или переводили на другие должности, когда уж скрывать больше нельзя было.
Речь, конечно, не идет о тех бандитах, которые должны были быть изолированы от общества. Ложко, на примерах тех, кто с ним находился, показывает, как система ломала всех. Он не поэтизирует жизнь за решеткой, никакой воровской романтики. От посвящения в зэки и до разборок в лагерях, он показывает, как там правит подлость, двуликость, несправедливость. Причем творить эти все беззакония помогает, как это ни странно, руководство этих исправительно-трудовых лагерей.
Показывает автор непредвзято и то, как ведут себя блатные в лагерях, раскрывает их жизненные приоритеты. Рассказывает, как опытные зеки издеваются над теми, кто попал в зону первый раз. Как быть если уж попал? Нужно оставаться человеком, как бы, это не было трудно: спорт, работа, книги. Этим он спасался и учил этому других.
Пять раз советская правовая система отправляла автора книги за решетку, и каждый раз, как он пишет – за кулаки. Приводит он и наглые откровения одного из кэгэбэшников Феди, который придя к нему в камеру, заявил: «Ну, как я тебе срок организовал»». Правда, это ему не помогло выслужиться. Пока Ложко сидел в зоне, кто-то помог перебраться Феде в лучший из миров.
Конечно, во всех этих тяжелых испытаниях ему помогал его надежный тыл. Можно только удивляться той бескорыстности и преданности его жены Валентины. Мужественная русская женщина, как декабристка, следовала за ним в сибирские ссылки. И это всегда давало ему силы в отстаивании своих принципов в борьбе с несправедливостью. Все это показано простым языком и в данном случае это тоже одно из достоинств книги.
Автору удалось так описывать все пять его наказаний, что стало понятным, как сгнивала правовая система советской власти изнутри. И почему потом среди чиновников не нашлось ни одного Сальвадора Альенде, который бы встал на защиту своего райкома, обкома, крайкома и сказал: вот мой рубеж, умру, но не отступлю. Двойная мораль, чинопочитание, холуйство и желание угодить вышестоящим чиновникам, все это разложило советскую систему до конца. И в конечном итоге под своими обломками похоронило всю страну. Все обещания октябрьского переворота, так и остались благими намерениями. Известно, что благими намерениями вымощена дорога в ад. Система умерла, и вместе с ней умерли все те обвинения, которые выдвигались против Ложко. Пришедшие им на смену чиновники, поначалу хоть на словах были за равенство всех перед законом.
Казалось бы, пройдя суровую школу жизни, Ложко мог сломаться, подчиниться обстоятельствам, но он и при новой власти остался самим собой. С детства он писал стихи. Попав в молодости в Коктебель, он навсегда влюбился в этот неповторимый южный край, овеянный легендами. Ведь здесь жили, отдыхали и творили многие выдающиеся поэты и писатели ХХ столетия.
И Вячеслав решает создать общество возрождения культуры Коктебеля. Чтобы возрождать культуру, он становится депутатом поселкового совета. И дальше начинается его борьба за это самое возрождение. Именно при его содействии в поселке появились улицы Блока и Грина, Гумилёва и Ахматовой. Позже Ложко напишет книгу, так и назвав её «Серебряная память Коктебеля».
Сегодня много говорят о том, почему Крым не захотел быть в одном государстве с Украиной, а вернулся назад в Россию. Автор двухтомника сумел показать глубинную суть этого. Украина никогда не считала Крым своим. Интересны в этом плане его воспоминания начала 2000-х годов о поездке в Тернополь, расположенный на Западной Украине. Он показывает, насколько власти в Киеве были оторваны от народа той же западной Украины: «– А это у нас русская школа, – произнёс Барна <…> Здесь происходит обучение на русском языке <…> Вячеслав искренне удивился. После той шумихи, которая поднялась вокруг русского языка на Украине и вдруг без всяких ограничений, всё в спокойном режиме. <…> В Крыму происходит давление со стороны определенных кругов из Киева <…>»
Ложко удивило и то, что когда он одному из местных жителей сказал, что он из Крыма, тот сразу ответил: «Москаль!» И автор воспроизводит дневниковую запись: «Страна сляпана из кусков. Направление в жизни в разных регионах разное. Каждый рвёт на себя. Верхушка занята только обогащением <…> В воздухе пахнет кровью. Большой кровью <…> Прошло время, Вячеслав оказался прав в своих предположениях. Разборки, убийства, притеснение инакомыслия, и, наконец, гражданская война». Крым никто, даже на уровне простых людей, не считал украинским. Да он и никогда не был таковым. Отданный Никитой Хрущевым незаконно, и потом брошенный бывшим секретарем обкома Ельциным. Крымчане всегда себя ощущали россиянами. И это в книге Ложко звучит не виде лозунгов или голословных утверждений, а следует из общения людей разных регионов Украины.
В условиях распада СССР, надвигающихся событий по развалу искусственно созданной большевиками Украины, Ложко сумел заняться в противовес этому созидательной деятельностью. Объединяющим началом писателей, поэтов, художников стало созданное им литературно-художественное кафе «Богдан», названное в память о погибшем сыне. Здесь собирались и в трудные годы известные деятели искусства и России, и Украины, проводили творческие вечера в Коктебеле. Когда в Вашингтоне писали сценарий войны для России и Украины, в Коктебеле, наоборот, стараниями Ложко культурные связи продолжали укреплять дружбу русского и украинского народов.
Наверное, вершиной этой работы можно считать установленный на его деньги международный знак поэзии и первый на территории бывшего СССР памятник великому русскому поэту Николаю Гумилёву, а также организованный Ложко Международный Гумилёвскиё фестиваль в Коктебеле.
На его же деньги были изготовлены памятные кресты «Лауреат литературной премии им. Н.С. Гумилёва». Он же оплачивал проезд лауреатов и их проживание в Коктебеле. И только в последние годы этим стали заниматься государственные структуры Крыма.
Казалось, что может сделать один человек в условиях развала державы, кризисов, когда многие думали только о выживании? И Вячеслав показал, что может сделать человек, умудренный жизненным опытом, знаниями и железной волей. Человек, не озлобившийся за все несправедливости общества на него и чувствующий свою ответственность за происходящее.
Об этом автор убедительно рассказал в двух книгах, которые вышли в Симферополе.
Я не случайно вспомнил вначале книжную эпопею другого крымского писателя Сергеева-Ценского. «Непридуманная жизнь» Вячеслава Ложко это попытка показать на примере своей жизни и судеб простых людей эпопею преобразования великой державы практически за последние 70 лет, когда разрушались старые устои, и наступила пора безвременья.
Китайцы говорят: «Не дай нам Бог родиться и жить в эпоху перемен!» Но мы не выбираем время. А вот как жить в эту смутную эпоху – это выбор каждого из нас. О чем и свидетельствуют две эти книги коктебельского писателя Вячеслава Ложко.
Думаю, это повествование будет интересно читателям любого возраста, но особенно молодежи, которая стоит на пороге своего жизненного выбора.