//Не надо заводить архивы, // Над рукописями трястись», - завещал классик. Но так и хочется задать ему встречный вопрос: «А как же иначе сохранить быстро ускользающую жизнь и современность?». Всё-таки не зря, наверное, наш народ исконно припадает к литературе, подспудно признавая именно за ней право художественной «фиксации» момента, события, эпохи, чувства…Литература для нас не просто изящная словесность, но в первую очередь художественно осмысленная летопись нашей жизни и судьбы. Сборник стихотворений «Степнянка» и по сути, и по жанру - лирический дневник души и судьбы Елены Кубаевской. Но вместе с тем абстрагированного от личного художественная попытка осмысления своей эпохи в самых разных её проявлениях. Ведь в судьбе каждого из нас, как в капле, отражается океаническая стихия нашего народа, который даже на печальные события старается смотреть, не теряя оптимизма и самоиронии. К примеру после крушения самой читающей и литературоцентричной советской империи не одно поколение поэтов фактически оказалось в роли моряков, выброшенных социальной стихией на необитаемый в литературном отношении остров. Далеко не все смогли духовно выстоять в литературно «сумеречные» времена. Елена Кубаевская из тех немногих, кто выстоял:
«У меня случаются стихи, //Дети поэтической стихии, //Но стихи, надеюсь – не грехи, //Коль грешит стихами вся Россия. //Всяк душою русский человек, //Особливо «выпимши» немножко, //Даже не читавший книг вовек, //Всё ж, стихи затянет под гармошку. //Про гитару что и говорить… //Звуки струн разбередим стихами, //Как же сердцу русскому не жить //Самыми заветными словами? //Пишет всяк - и как же не писать - //Только нет желающих послушать… //Лучше так, чем горькой запивать //Боль души и плакаться «в подушку». //Завалили вирши интернет, //Самиздатом полнятся прилавки. //Ни цензуры с корректурой нет, //Ни редакторской умелой правки… //У меня на книжку денег нет, //Мне стишок в газете – свет в оконце. //Он в мороз спасёт цветов букет, //А в жарищу - голову от солнца!
Елена Кубаевская с одной стороны – очень верный человек, поскольку всю свою жизнь, с молодости, хранит верность поэзии. С другой стороны – человек увлекающийся и увлечённый. Среди множества её увлечений – театр, когда она студенткой играла в знаменитом оренбургском студенческом театре «Горицвет». Причём, творческое содружество Елены с «Горицветом» поддерживается и ныне. Кубаевская – увлечённая путешественница, повидавшая множество разных стран и поделившаяся своими впечатлениями в стихах. Елена – талантливый дизайнер одежды, ведь её красивые необычные туалеты, включая костюм фламенко – придуманы и созданы ею самой. А ещё Елена Кубаевская увлечена (причём, не теоретически, а что говорится, на практике) испанским танцем фламенко.
«Толпа раздастся, образуя круг, //Когда ступая важно и степенно, //Испанка гордая неспешно и не вдруг //Свой танец начинает постепенно. //Замрёт на миг натянутой струной, //Вся затрепещет тетивою звонкой… //И вдруг зайдётся дробью огневой, //Играя ловко щиколоткой тонкой. //И дальше, быстрым ритмом распаляясь, //И подчиняясь музыке всевластной, //Воспламеняя… и воспламенясь, //Про жизнь свою расскажет танцем страстным. //А руки вьются, ластятся, манят, //Колдуют, увлекая за собою… //И юбки плещутся шальному танцу в такт, //Вздымаясь белопенною волною… //Но всяк, кто на безумие готов, //Кто ослеплён и в пламя страсти ввергнут, //Вмиг будет жестом властным и без слов //Прекрасною гордячкою отвергнут. //То вспыхивая всполохом костра,
То затихая пеплом безысходным, //Она отдастся танцу до конца… //И до конца останется свободной».
Если вы думаете, что это стихотворение о фламенко, то вы ошибаетесь. Это стихотворение, где о поэзии не сказано ни слова, тем не менее – именно о ней, Поэзии, пронизывающей всё живое и сущее в мире – танец, музыку, любовь. Пронизывающей ту эпическую грусть, которая веками присуща всем жителям бескрайних степей . Степнянкой с гордостью называет себя Елена Кубаевская. И пишет о степи, как о некоем живом существе, как о матушке, которая не только дарит её красотой, но и приобщает к таинству древней истории.
«Степь дыханием зноя объята, //Миражами плывут ковыли... //Здесь сарматские кони когда-то //Пронеслись и исчезли вдали. //Вольный дух здесь доныне гуляет - //Вольной волюшкой дышится здесь - //Он крылатым крыла расправляет //И сдувает с бескрылого спесь. //Что мне суетность шумных селений, //Безмятежность сияющих гор?.. //Средь палящих ветров и смятений //Я летаю душой до сих пор. //Вольный ветер в от края до края, //Шепчет мне: - Куда хочешь, домчу!.. //Я, крылатой судьбе доверяя, //На свиданье со степью лечу. //-Степь, моя! Я тебе не чужая, //Ты крылатую дочку встречай!.. //Но в объятьях меня привечая, //Ты меня не спали невзначай.
Эта книга интересна едва ли не в первую очередь своей полифоничностью и «несовременной» распахнутостью читателю, доверием к миру. Иначе бы автору не удалось написать такие одновременно горькие, но и пронизанные надеждой строки о современности. И увидеть в плачевном состоянии знаменитого оренбургского лётного училища трагедию страны:
«Гагаринская «лётка»… Нет больше «лётки» в сводках, //Как нету больше в сводках моей большой страны. //Пылятся по комодам забытые пилотки, //Что с гордостью носили «соколики» страны. //Не знают наши дети, кем был для «лётки» Полбин, //И в небо больше «летка» мальчишек не зовёт, //Совсем забыт Маресьев, забыт Гастелло подвиг //И чкаловский рекордный арктический полёт… //На обгоревший остов глядит с небес Гагарин, //Как в опустелых залах бомжи справляют пир, //Не узнавая места, где крылья он расправил, //Став первым среди равных на весь подзвёздный мир. //Страна моя Россия, невзгодам не сдавайся, //Из пепла подниматься тебе не привыкать. //Пусть к легендарной «лётке» «соколики» слетятся, //Не может сын оставить в беде больную мать…».
Повидавшая много других стран и посвятившая им немало восторженных благодарных строк, Елена Кубаевская тем не менее остаётся патриотом родного «захолустья» и ничуть не стыдится своей душевной привязанности к русской глубинке. А глубинка, в свою очередь награждает стихи автора этой книги той глубиной, без которой немыслима поэзия.
"Захолустье» - жизни устье... //Здесь начало той реки, //Что россейскою глубинкой //Называли старики. //Всё здесь чинно и прилично, //Чтут обычай. Помнят стыд. //Пусть заезжих не смущает //Захолустья скромный вид. //Степь да степь… Ну что тут славить? //Ест глаза дороги пыль. //Летом – зной, зимою – замять, //Осенью - седой ковыль. //Но простор какой? А ветер?.. //Он сдувает спеси пыль. //Неоглядны наши степи! //Величав седой ковыль! //..
Елена Кубаевская, вне всяких сомнения, человек европейской культуры, и ей есть с чем сравнивать. Тем дороже и значимей её трепетное отношение к русской провинции, что она сумела сохранить и приумножить. Такое дочернее отношение к Родине, собственно, является одним из отличительных признаков великой русской литературы.
«Как известно, в малых городах //Девушки особенно красивы. //В озорных восторженных глазах //Кроется загадочная сила. //Все нарядны, будто на подбор - //Нипочём жара им и ненастье, //Каблучков задорный перебор //Отдается обещаньем счастья. //Взгляд их не замылен суетой, //Холодом цинизма не затянут, //Светится наивной чистотой, //Нету в нём ни горестей, ни тягот…»
Сегодня модно много и пространно говорить о некоем новаторстве в литературе. Однако, как правило, далее разговоров и теоретизирования, дело не идёт. Ибо нет пока таких текстов от пресловутых «теоретиков», которые, будучи воспринимаемы, как современные, при этом бы несли в себе признаки того, что не умрут вместе с временем, в какое были написаны. Ведь на самом деле современно и поистине ново лишь то, что отмечено печатью истинного таланта. А он априори существует в единичном экземпляре, т.к. Бог не любит повторений. Сверхзадача поэзии - вобрать в себя глубину и высоту классического спектра и вдохнуть в неё ветер нового. Отношение классики и современности на самом деле – отношения фундамента и здания, корней и кроны. Одного без другого не бывает. И в этом смысле поэзия Елены Кубаевской – некий зримый мост между историей и современностью. Насыщена глубиной традицией, поэзия Елена Кубаевской в то же время звучит современными ритмами, устремлена в будущее – и по тематике, и по видению мира, и по лексике…
«Белым лебедем с царственной шеей //Мост парит над Уралом-рекой. //Стропы-крылья раскинул и реет, //Охраняя покой вековой. //Не сойтись берегам, как стихиям, //Не сойтись, как ты их не своди, //Не сойтись европейским обрывам //С азиатским коварством степи. //С давних пор и до нашего века //Пыл страстей охлаждала вода, //От внезапных разбойных набегов //Защищая Россию всегда. //«Пояс мира» - великое званье. //Это званье Урал заслужил – //Уходящими в небо горами, //Как доспехами, Русь окружил. //Отголосок былого служенья //Вместе с именем гордым дошел, //«Милым батюшкой», в знак уваженья, //Называют Урал до сих пор. //«Пояс мира» - на мирной границе, //Но таит в себе дух боевой, //Лишь мосту белокрылою птицей //Позволяет парить над собой…
Лебединая стая стихов Елены Кубаевской летит к тебе, уважаемый читатель. Встречай её!
Стихи Елены Кубаевской читайте в рубрике «Поэзия»