С художником Ольгой НАГОРНОЙ беседует поэт Диана КАН
Идея «сарматского» культурно исторического проекта на стыке живописи, истории и фотографии у члена Союза художников России Ольги Нагорной возникла не сразу и не вдруг. Но не будет преувеличением сказать, что такой проект мог возникнуть только в Оренбурге, позиционирующем себя, как степная столица, в Оренбуржье, что является средоточием глубинных пластов степняцкой культуры и истории. Сегодня проект Ольги Нагорной, посвящённый древнему народу, населявшему нынешние степные оренбургские пространства, является поистине титульным для Оренбуржья. Он помогает нам не только осмыслить корневую культуру в контексте истории. Он показывает нам красоту древности и её неувядающее значение для современности и будущего. Я горжусь тем, что Ольга Нагорная, эта скромная женщина и одновременно выдающийся художник, моя подруга. И благодарна Ольге, что, в числе других, она задействовала и меня в своём проекте. Впрочем, проект Нагорной открыт для всех и каждого, кто считает себя в силах примерить на себя не только авторские стилизованные костюмы-образы сарматов, но и попытаться войти в психологическое состояние этого древнего народа, о котором сейчас так много говорят, пишут и спорят. Ольга Нагорная согласилась поговорить о проекте, хотя понятно, что лучше всего о проекте скажут её авторские картины и фото, но не дать слово вдохновителю проекта было бы очень неправильно.
ВОПРОС. Ольга, итак сарматы. Загадка, окутанная тайной ещё в большей степени, ежели куда более известные, в том числе в Европе и в мире, скифы…
ОТВЕТ: Это даже и не сарматы как таковые, ведь проект - не сугубо историческая реконструкция древнего исчезнувшего народа. Это скорее сама идея сарматов, историческая легенда. Это напрямую связанная с сарматами тема степи, космоса, неба, лошадей, природы… Это восприятие попытка поэтического восприятия мира через образы наших древних земляков. Хочется показать красоту нашего оренбургского края, уникальность наших мест. Хочется представить мир глазами легендарного народа и найти точки соприкосновения и пересечения этого мира с современностью. Чем прекрасна степь? Когда мы смотрим на степи, на эти неоглядные пространства, мы поневоле соприкасаемся с вечностью. Обозревая местность, не изменившуюся за тысячелетия, мы соприкасаемся мысленно с людьми, жившими до нас. Видим мир таким же, каким видели его они.. Потрясающее ощущение! Возможность ощутить себя жителем вечности, почувствовать себя вне времени! Это развивает не только любовь к родине, но и творческое воображение…
ВОПРОС. Насчёт того, что сарматы исчезли, позволь с тобой не согласиться. Они скорее прошлое, что растворилось в настоящем. Сарматы живут в генах здешнего народа, который также ощущает степь живым существом. Когда я смотрю на тебя, скачущую по степи на коне, то несмотря на твою славянскую внешность, ты мне представляешься настоящей сарматкой. Иначе чем объяснить тот факт, что ты не просто владеешь верховой ездой, но лошади под твоей кистью настолько оживают, что вряд ли кто-то из художников сравнится с тобой в искусстве рисовать лошадей. Иначе бы в Арабских Эмиратах не пользовалась таким успехом твоя выставка картин, посвящённых лошадям. Уж кто-кто, а арабы в лошадях толк понимают, лошадь там культовое животное. Я бы даже пошутила, что в искусстве, посвящённом лошади, ты можешь сравниться только со знаменитым Фальконе, но он работал в жанре скульптуры, а ты живописец… Понятно, что не только профессиональное занятие конным спортом играет роль в той подлинности восприятия, когда вижу тебя скачущей на коне по степи в поисках подходящей натуры для фотосъемок. Это - ощущение тебя гармоничной частью степного ландшафта…
ОТВЕТ: Сесть на лошадь и проехать по степи, почувствовать себя вне времени... Об этом очень хорошо написал Паоло Коэльо: «Я в степи на коне,,... Романтика? Может быть! Но как её не хватает в наши дни! Мир номадов это не просто история, это философия!..». Лучше не скажешь. Остаётся добавить, что ценность нашей быстро проходящей жизни ощущается через соприкосновение с прошлым. Возникает чувство, что ты не один в этой цепи. Историк оперирует фактами, а художник воспринимает прошлое эмоционально. В сарматах и скифах есть мощь природы! Тайны древних курганов Оренбуржья – это тайны космоса и мироздания... И как подобает художнику, я стараюсь осмыслить эти тайны посредством изобразительных средств- в живописи, графике, фотообразах... Проект «Сарматы легенды степи» - проект не научный, а художественный. Хотя без помощи археологов, историков я не смогла бы обойтись. И благодарна учёным, что пошли мне навстречу. Приоткрыли завесу тайны. Показали удивительный процесс раскопок знаменитых филипповских курганов, коллекцию артефактов сарматского золота, хранящегося в оренбургском губернаторском музее.. Я постоянно консультируюсь с учёными по мере возникновения вопросов в процессе работы.
ВОПРОС. Итак, сарматы…. Раз уже ты сотрудничаешь с учёными, просвети нас немного, как выглядели, во что одевались, во что верили эти таинственные люди?
ОТВЕТ: Один из учёных-археологов на мой вопрос, как выглядели сарматы, показал мне фото раскопа Филипповского некрополя. И сказал: «Всё, что ты видишь, то и есть, больше нет ничего!..». А там была лишь горстка украшений, битая посуда и остатки оружия. Из таких крупиц нужно было создать образ. Художественный образ. Чтобы мощь жизни давно исчезнувших людей передалась зрителю. Тут и помогла мне тема лошадей, ведь я с детства конник. Ещё во время учёбы в Оренбургском художественном училище находила время для занятий на оренбургском областном ипподроме, где научилась чувствовать лошадь. Так что ощущения номада, воина, скачущего на коне, мне знакомы изнутри. Другая важная составляющая проект – степи. Они всегда манили меня. В детстве, проводя каникулы у бабушки в деревне, я надолго уходила в степь, каталась на пастушьих лошадях и много рисовала. Более глубоко ценить и понимать красоту древнего искусства начала во время обучения и проживания в Москве. Тем не менее столичные красоты так и не смогли затмить в душе тягу к степи, к нашей уникальной оренбургской природе. Эту тягу не затмили и многие поездки за границу, по городам Западной Европы с её уникальными памятниками старины. Всё это лишь укрепило моё пристрастие к истории и культуре нашего края. По итогам поисков и исследований зародилась серия живописи и графики которая экспонировалась в Оренбургском Губернаторском Музее. Хотя изначально мой дебют на историческую тему, посвященную Оренбуржью, состоялся в Москве, в Государственном мемориальном музее им. Скрябина. Кстати, сейчас вспомнилось, как я прогуливалась среди экспонатов в Парижском Лувре и задавала какие то вопросы французу-гиду. Он, в свою очередь, поинтересовался, откуда я. Когда я сказала, что из Оренбуржья, француз, закатив глаза, восхищенно произнес: «О! У вас такие потрясающие степи!». Так что наши степи знают во всём мире.
ВОПРОС. Ольга, понятно, что такой многоаспектный проект, какой ты осуществляешь сегодня, не мог родиться в одночасье…
ОТВЕТ: Я давно уже задумала фотопроект, чтобы увидеть связь между современником и человеком из далёкого прошлого. Для этого начала разрабатывать костюмы в так называемом «зверином стиле», т.е. на основе скифского и сарматского искусства. Через создание костюмов и образов я тоже стараюсь осмыслить эту тему.
ВОПРОС. Твои авторские костюмы, в которых ты и дизайнер, и исполнитель одновременно – отдельная тема. Я случайно увидела их и была поражена тем, насколько ты разносторонне талантливый человек. А уж когда я прочитала рукопись твоей книги «Меч сармата», ещё раз удивилась тому, как ты сумела увлекательно и доходчиво рассказать читателю о древних сарматах. Аплодирую тебе, как писатель!
ОТВЕТ: Книга «Меч сармата» появилась в Оренбургском книжном издательстве им.Г.П.Донковцева. После этой книги я стала получать письма с вопросами и предложениями из разных уголков России и даже из ближнего Зарубежья. Мне писали историки, археологи. Научный сотрудник музея Эрмитажа выразил желание стать моим консультантом по археологии. Появилось много друзей при работе над фотопроектом. Моделями для картин и участниками фотопроекта становятся люди из Оренбургской области, а также из других уголков России.
ВОПРОС: Спасибо тебе, что и мне предложила примерить на себя образ сарматки. Хочу признаться, что съёмки это нелёгкий труд. Суровый климат степи известен. Либо холодно, либо жара. Но надо работать. Когда проходила съёмка в октябре, где участвовала, признаюсь пост-фактум, я так замёрзла, что мне понадобилась немалая выдержка, чтобы не сорвать фотосессию… Но зато фотографии, которые были сделаны, меня отблагодарили на славу! И что - каждый может выглядеть в кадре, как аутентичный сармат? Я ведь знаю, что ты очень придирчиво выбираешь подходящую натуру в смысле моделей для съёмки…
ОТВЕТ: Конечно, не всё так просто! И конечно – не все модели подходят на роль «древних». Всё таки современный человек отличается от представления о том, как выглядели люди в древности. Взгляд у современных людей наверняка другой. Выражение воли на лицах другое. Передать словами это невозможно, это можно лишь почувствовать и потом показать в живописи, фотообразах. Чаще всего героями фотосессий становятся люди творческих профессий. У них в силу специфики профессии есть понимание процесса и знание, как работать над образом. Им порой даже ничего не нужно объяснять.
ВОПРОС: Ольга, о чём ты мечтаешь, как создатель этого уникального сарматского проекта?
ОТВЕТ: В идеале мечтаю о создании выставочного комплекса. К примеру, парка. Но тут я одна, естественно, не справлюсь. Я художник, а не бизнесмен. У меня есть проект и чёткое представление, как это должно выглядеть. Есть надежда на понимание творческих людей и людей бизнеса. Есть желание, чтобы такой выставочный комплекс стал местом притяжения для туристов. Ведь это большой пласт истории Оренбургского края и России! Но нужна серьезная поддержка. Особенно финансовая. Увы, пока таковой не имеется! Вектор движения задают люди неравнодушные, кому интересно наше прошлое и которые смотрят в наше будущее. Я таких жду и ищу!