Именно так звучал первый в истории человечества разговор космоса с Землёй. Казалось бы, что общего у вполне себе земного кедра с космосом? Позывной КЕДР принадлежал первому космонавту планеты Юрию Гагарину! Почему я вдруг вспомнила о кедре? А поводом стал присланный мне одноимённый журнал, который сравнительно недавно, с 2018 года, стал фактом журнального русскоязычного мирового пространства. Мы в нашем журнале «ЛИterra» стараемся знакомить литературную общественность с системной работой литературных коллективов и литературных изданий. Поэтому наша сегодняшняя беседа с главным редактором международного литературно-художественного журнала «Кедр» Борисом Аникиным стала просто неизбежностью….
ВОПРОС: Журнал КЕДР сравнительно недавно появился в журнальном поле России и русского зарубежья. Что явилось причиной его появления? Ведь в наше время начать издавать новый журнал – это сколь, казалось бы, просто, но столь же и сложно. Расскажите нам о сложностях такого рискованного предприятия – начать издавать литературный журнал – на примере вашего журнала...
ОТВЕТ: До конца 2010 года у нас в Восточном Казахстане выходило два литературных журнала, и в одном из них мне даже довелось поработать заместителем главного редактора. Только я успел войти во вкус, а журналы возьми, да и закройся, причём - оба. Где-то проблемы с финансированием, у кого-то «сели батарейки» на девятом десятке лет – так или иначе литературно-печатный Восток Казахстана умолк. А сказать было кому и было что. Видимо, я просто с этим не мог смириться – вот главная причина появления журнала «Кедр». До 2014-го не было полиграфической базы, потом открыл ИП по этому делу – и через 4 года раскачки вышел первый номер журнала. Уже он был международным – талантливые люди из наших краёв много куда поразъехались – от Германии до Австралии.
ВОПРОС: Какова, скажем так, концепция журнала? Он почвеннический? С уклоном в либеральное направление? Понимаю, что этот вопрос неоднозначен и способен превентивно отсечь от издания потенциальных талантливых авторов, но всё же, хотя бы кратко…
ОТВЕТ: Наша концепция – человечность. Одна из стержневых рубрик – «Тропами сердца», где авторы делятся своими переживаниями, историями любви, своими размышлениями о тяге души человеческой к прекрасному. Это очень важно в наше время. Политическая тематика – наносное. Надо учиться перешагивать политические барьеры, иначе люди вымрут, не успев стать человечеством…
ВОПРОС: Борис, что конкретно Вы вкладываете в понятие «человечность». А то последние несколько десятков лет под слоганом «общечеловеческих ценностей» частенько идёт планомерное расшатывание традиционных человеческих ценностей, сложившихся веками, идёт процесс расчеловечивания человека в принципе.
ОТВЕТ: Человечность – лучшие проявления людской натуры. Защитить слабых, помочь им. Видеть красоту кругом, радоваться ей и делиться этой радостью. Не осуждать, походя, ближних за ошибки. Не ставить себя выше окружающих. В русской классике много ответов – у Толстого, Достоевского, Горького. Их творчество с каждым годом всё понятнее, современнее.
ВОПРОС: Как авторы приходят в Ваш журнал – самотёком, по рекомендации или ещё как то…
ОТВЕТ: Поначалу искал только земляков, а потом вспомнились те, с кем познакомился вдали от родины в разные годы. Потом и просто в Интернете кто-то привлёк внимание – многие ведь делятся творчеством в соцсетях. И самое удивительное – некоторые узнают о журнале из каких-то упоминаний в сети или «сарафанного радио», и сами предлагают нам свои произведения. А те, кто направляет к нам друзей, образуют редакционный совет номера.
ВОПРОС: То есть постоянного редакционного совета у журнала «Кедр» нет, а есть редакционные советы каждого конкретного номера? Для, скажем так, ответственности рекомендателей за тех, кого они рекомендовали?
ОТВЕТ: Два-три человека в редсовете повторяются из номера в номер — те, что рядом и давно знают и любят журнал. Остальные ротируются по мере «освоения» новых регионов. Иногда и с географически удалёнными регионами удаётся наладить хороший контакт. Так, к примеру, вышло с поэтом, прозаиком и публицистом Валерием Тытенко из Читы. Он состоит в редколлегии межрегионального альманаха «Вместе». С этим альманахом мы творчески обмениваемся уже в третий раз материалами — я им отсылаю казахстанцев, они в «Кедр» — читинцев, авторов с Алтая, рязанцев, в последний номер попала поэтесса даже из далёкой географически от нас Калининградской области. Редакционный совет составляют руководители региональных литобъединений, преподаватели-филологи, кандидаты филологических, а также исторических наук. Их профессиональным рекомендациям нельзя не доверять.
ВОПРОС: Почему такое не вполне обычное для литературного журнала название – КЕДР? Понятно, что это эпическое дерево упоминается ещё в Ветхом Завете. Ной построил свой ковчег из дерева гофер, которое и есть – кедр. …У древних кельтов чаша со смолой кедра называлась «чашей жизни». У шумеров кедр считался сакральным растением. Есть поверье, что кедр создан Богом, неслучано у русских есть пословица, что в кедровнике лучше всего молиться богам. И да, это дерево считается накопителем энергии космоса…
ОТВЕТ: Сам я живу в Западной Сибири. Когда-то мне представлялось, что кедр – этакое сугубо сибирское дерево. Мощное, с глубокими корнями, крепкими ветками и вкусными орешками. Но как видите, история кедра есть во многом история человечества! Ну и у нашего журнала направление именно в стороны лучших традиций человеческой цивилизации. Разные виды кедра встречаются в большей части севера Евразии. Но и у журнала нашего ареал распространения примерно такой же. И вдобавок – журналов-тёзок у «Кедра» нет.
ВОПРОС: Очень, как я знаю, насущный вопрос для главных редакторов изданий, особенно литературно-художественных – финансирование. На фоне подорожания бумаги и полиграфии этот вопрос ещё более актуализировался… Кто помогает финансово в деле издания журнала?
ОТВЕТ: На поклон ни к кому не хожу, на средства ИП покупаю бумагу, пигмент — и вперёд. Дорожает бумага – приходится время от времени поднимать цену на журнал. С коммерческой стороны, разумеется, проект не особо прибыльный. Но есть растущий интерес, ведь «Кедр» - не только писатели, но и художники, и музыканты. Думаю, любой читатель найдёт то, что отзовётся в душе. А значит, журнал нужен и стоит продолжать…
Что ж, если верить учёным, средняя продолжительность жизни кедра от 500 до тысячи лет, так что желаю журналу «Кедр» активного творческого долгожительства!
Беседовала Диана Кан