В творчестве писателя и ученого Юрия Нечипоренко
Время ренессанса. Оно так же далеко от нас, как время счастливых находок, которое есть в детстве в каждой судьбе, но во взрослой жизни куда-то исчезает, практически, бесследно. Наверное, не зря наши дни иногда называют эпохой Деграданса, ибо техническое и технологическое совершенствование оказалось весьма совместимым с моральной деградацией. Наши современники, вооруженные гаджетами и окруженные вай-фаем, в большинстве своем знают меньше своих предшественников.
Хотя, великие эрудиты, гениальные умы, способные заглядывать за край горизонта современной науки, по-прежнему украшают род людской. Они продвигают вперед его знания и возможности, создавая технические и технологические чудеса, позволяющие большинству пользоваться ими и не вдаваться в подробности формул, теорем, законов и зависимостей. И в этом наш мир зависим от них. Среди тех, чьи знания опережают общий уровень, приближая всё новые открытия, есть и личности, которых во все времена называли универсальными людьми или полиматами. Их интеллектуальные способности одинаково ярко проявляются в разных областях знаний. Настоящий талант талантлив во всём – это о них. И ещё о них говорят: «Люди эпохи Возрождения».
Такими были мыслители Ренессанса, которые блистали в разных областях науки, инженерного дела, математики, искусства. Они обретали успех, как интеллектуалы, выдающиеся ученые, артисты, писатели, музыканты, художники... Среди них Леонардо да Винчи, Ибн Сина, Рене Декарт... Были и в России такие выдающиеся умы. Есть они и сегодня, и, наверное, их немало. Я хочу назвать лишь одного. Это признанный в мире ученый, доктор физико-математических наук, специалист в области молекулярной биофизики, а также известный писатель, литературовед, историк, редактор, один из авторов концепции современного общества «эманативный форматизм», яркий и доброжелательный Юрий Нечипоренко. Как всё это соединяется в одном человеке – трудно понять и осознать. Но соединяется. И успешно. Возможно, именно эти качества натуры объясняют выбор содержания его книг.
Он пишет как раз о полиматах прошлого – о Михаиле Ломоносове, Александре Пушкине, Николае Гоголе, Владимире Дале. И пишет удивительно интересно и увлекательно. Но не только биографические книги в его творческом багаже. Юрий Нечипоренко автор прозы. которая интересна и детям, и взрослым. Наверное, ее можно назвать семейной. Плюс к этому – оригинальные, добрые сказки (тоже для всех возрастов) и научно-популярные произведения, рассказывающие о тайнах нашего мозга. Вот названия только нескольких его книг, к слову, изданных очень изящно и с большим вкусом, в чем заслуга и автора, и художников, особенно Евгения Подколзина, Галины Монголиной, Любови Пудеевой.
«Плыви, силач! Молодые годы Александра Пушкина», «Пушкин», «Помощник царям. Жизнь и творения Михаила Ломоносова», «Ярмарочный мальчик. Жизнь и творения Николая Гоголя», «Мой отец – начальник связи», «Смеяться и свистеть», «Ключи от головы», «Маленькие сказки»… Тиражи книг, правда, невелики. Но это уже примета времени, и к качеству прозы отношения не имеет.
Откуда черпается энергия, вдохновение для столь разносторонних занятий, причем на таком равно высоком уровне, как все это совмещается и успевается, можно только гадать. Сам автор о творчестве и его небесных истоках, о схожести чтения, сочинительства и, скажем, танцевального искусства пишет так:
«…Из скважины брызжет нефть или выходит с шумом горючий газ, что обладают огромной энергией. Эта энергия приводит в движение машины и поезда, согревает дома. Подобно этому, творческая энергия писателя может передаваться людям, приводить в движение их мысли, наполнять сердца чувствами, согревать их. В душе человека хранится огромная энергия… Танцы и чтение – есть в этом что-то общее. Бегут, танцуют по строчкам глаза, бьётся сердце в восторге от вымысла автора, и кажется, что ты пустился в неведомое путешествие, ты на уроке танцев, который проводит не скучный учитель, а высшее неведомое существо, почти что равное самому Творцу»!
Вообще, Нечипоренко рассказывает свои истории задушевно, увлекательно и, на первый взгляд, просто. Он ведет разговор с читателем, как с другом, делясь своими знаниями, говоря о том, что, вроде бы, известно, но так, как об этом до него никто не говорил.
На мой взгляд, это и есть проявление таланта. Ломоносов, Пушкин, Гоголь… Их биографии изучены и описаны в мельчайших подробностях. Известными биографами, маститыми литературоведами, учеными, писателями, публицистами изданы сотни книг, монографий, альбомов… Казалось бы, что ещё можно добавить? Оказывается, можно. В книгах Юрия Нечипоренко – неподражаемо добрая и привлекательная интонация. Автор восторгается талантом своих героев, пытается понять их поступки и взгляды, говорит доверительно и уважительно, тактично и деликатно. Книги читаются легко, в них нет назидания и казенщины, и потому они могут быть особенно ценны при изучении творчества великих писателей в школьной программе. Ведь в них нет памятниковой забронзовелости, В них великие личности, прежде всего, живые люди со своими радостями и горестями, победами и поражениями, близкие и доступные, вызывающие симпатию и заинтересованность. И говорящие о том, что продолжает быть самым важным уже какое столетие подряд.
«…Ломоносов в книге «Предисловие о пользе книг церковных в российском языке» в 1758 году писал: «Карл Пятый, римский император, говаривал, что ишпанским языком с Богом, французским — с друзьями, немецким — с неприятельми, итальянским — с женским полом говорить прилично. Но если бы он российскому языку был искусен, то, конечно, к тому присовокупил бы, что им со всеми оными говорить пристойно, ибо нашел бы в нём великолепие ишпанского, живость французского, крепость немецкого, нежность италиянского, сверх того богатство и сильную в изображениях краткость греческого и латинского языка».
«…Пушкин писал для всех и обо всём. О жизни — честно и смело. Его сочинения читали почти все грамотные люди России. Он стал основоположником русского литературного языка, на котором мы сейчас читаем и пишем… И главное: он показал, что русская литература учит человека думать, ставить вопросы и пытаться ответить на них. Она несёт нравственную силу»…
Несмотря на повелительное наклонение, поразительно не назидательно, а по-отечески искренне и заботливо звучит отрывок из обращения к лицеистам их преподавателя Александра Куницына.. В нём – сжатый кодекс чести и благородства, который актуален во все времена.
«…Храните невинность, которая блистает на лицах ваших, простосердечие, побеждающее хитрость и коварство, откровенность, которая предполагает беспорочную совесть, кротость, которая изображает спокойствие души, скромность, служащую прозрачною завесой отличным талантам». Следует заметить, что эту программу даже Пушкин не смог выполнить до конца. Да и возможно ли её выполнить? Но стремиться к этому можно».
Добавим, что стремиться нужно и можно с помощью культуры и одной из главных ее составляющих – литературы. Нечипоренко пишет о литераторах, но в итоге – о культуре, о ее влиянии на человека. Увы, она не всегда проявляется в полной мере, но без нее, без литературы, которая учит быть гуманнее и добрее, справедливее и порядочнее, жизнь была бы жестокосердной, а нравы более злорадными. Автор вспоминает один факт, много говорящий о традициях именно русской культуры, воспевающей благородство, милосердие, сострадание и в которой отсутствуют мотивы мстительности и подлости.
«…Русские в Париже не грабили храмов, не переплавляли церковные драгоценности в золотые слитки и не забирали их с собой, как то делали французы. Они даже в конце оккупации заплатили за угощение в кафе – все долги офицеров покрыл в 1818 году граф Михаил Воронцов. Так Франции и всему миру был показан пример русского благородства – не отвечать злом на зло».
Историко-биографическая проза – лишь часть писательского творчества Юрия Нечипоренко. Место действия в большинстве других повестей и рассказов – небольшой шахтерский городок Ровеньки неподалеку от Луганска. Это родные для автора места, в которых воспоминания детства переплетаются с современными переживаниями, рожденными ужасами войны, нежданной и страшной. А тогда, в детстве, здесь происходили ежедневные важные события для обитателей двора, в том числе, и для главного героя, который вместе с друзьями-мальчишками (и девчонками) познавал окружающий мир. В этом мире есть добрые, бескорыстные соседи и работники шахты, но встречаются и вздорные, сварливые люди, и нужно учиться находить общий язык со всеми. Отличать добро от зла, не завидовать и не предавать, не бояться встать на защиту справедливости… Надо быть добрым, даже если это неимоверно трудно. И это вывод правильный, нужный и полезный.
«…Где-то рядом, в своей тарелке, живёт дядя — вместе с курами и петухами, гусями и свиньями, кроликами и капустой, луком и огурцами. Живёт — и постепенно их ест. Дядина жена все это собирает и варит борщ, потом наливает его в тарелку. Маленькая тарелка борща делается из большой тарелки двора, сада и огорода, улицы и целого села. А в большой тарелке всё нарастает снова — и капуста, и картошка, и лук — так всего много, что хватает не одному дяде, а еще и его детям и гостям: чаша полна»…
Чаша жизни полна, но не переполняется. В ней достаточно места для всего на свете, в том числе, для литературы (особенно хорошей) и для литераторов, хороших и разных (желательно хороших). Мера таланта по возможности определяет успех и неуспех. Но не всегда точно и вовремя. Зачастую талантливые – непрактичны и нерасчетливы. Это о них говорят: «не от мира сего». Так и есть. Они в собственном мире, далеком от меркантильности. И потому тиражи их книг небольшие, а большие премии – не близкие. Надежда – на время, которое иногда бывает справедливым, и, может быть, «прекрасное далёко» оценит таланты по достоинству.
А лучше всех о жизненный проблемах и их преодолении сказал, обращаясь к своему юному другу и ученику, гениальному Пушкину, ещё один полимат, блестящий поэт, драматург, мыслитель Василий Жуковский: «На всё, что с тобою случилось, у меня один ответ: ПОЭЗИЯ. Ты имеешь не дарование, а гений. Ты богач, у тебя есть неотъемлемое средство быть выше незаслуженного несчастия и обратить в добро заслуженное; ты более нежели кто-нибудь можешь и обязан иметь нравственное достоинство. Ты рождён быть великим поэтом; будь же этого достоин… Я вижу в волнах силача и знаю, что он не утонет, если употребит свою силу, и только показываю ему лучший берег, к которому он непременно доплывёт, если захочет сам. Плыви, силач».
Плыви, силач! Это не только название одной из книг Юрия Нечипоренко и воззвание не только к Пушкину, но и ко всем талантам, личностям много и широко одаренным. Это призыв, в котором смысл жизни и творчества. Плывите, живите, творите! И пусть произведения будут цениться по справедливости. И сейчас, и в будущем. А в нем пусть повторится эпоха Возрождения. Ведь чудеса иногда сбываются.