Достаточно частый и, на мой взгляд, нелепый вопрос гласит: «О чем стихи?» Универсальный ответ: «О жизни». Действительно, о чем бы ни писал автор, это всегда будет о жизни, и потому главное отличие истинной поэзии – как это написано, с какой мерой таланта, наблюдательности, внутреннего зрения, образности, способности выделить главное и рассказать о нем так, как это дано только поэту. В своей книге стихотворений «Берестяные грамоты» поэт Иван Нечипорук тоже говорит о жизни. То есть, о том, что его волнует и интересует. А это – и любимый город Горловка с его улицами и скверами, заводами и шахтами, это протекающее сквозь пальцы время, в котором растворились война и мир, любовь и предательство, радость и муки творчества… Это, наконец, природа, которая хороша в любое время года и не зависит от погоды и общественного строя.
Конечно, всё перечисленное не исчерпывает тематическое разнообразие поэзии Нечипорука, не сужает широту его кругозора. А постоянно меняющиеся угол зрения, наблюдателя и участника событий, интонация рассказчика и очевидца только добавляют интерес и увлекательность (хотя, это не главные качества поэзии). Тем не менее, внимательному читателю предлагается обширное поэтическое пространство, а в нем – всё то, о чем можно говорить бесконечно много, но поэзия предпочитает излагать лаконично и метафорично, давая волю воображению и фантазии. На мой взгляд, наиболее значительны по смыслу и, в то же время, пронзительны по воздействию на душу строки, в которых речь идёт о городе. О городе, бывшем долгие годы на переднем крае войны за право оставаться самим собой, при этом справедливость всё это время была главным критерием правоты и правды.
«Когда я вновь увижу этот город, вливаясь в шум проспектов, площадей?
Отверженный, и никаких гвоздей… Мой быт давно расколот и распорот,
И я бреду по лезвию страстей»...»
«Доля Горловки – доля горькая. В суете особаченных дней
Бед насыпано с полной горкою, и душа утопает в огне…
Гарью пахнут дни, дикой горечью, и полынною дымкой степей.
Город Горловка – город, спорящий с опалённою долей своей»…
«Автобус высадит меня на «Домовой». Нечастый гость. Встречай меня, Глубокая!
Твой блудный сын с седою головой, пришёл к тебе с потрёпанной сумой,
Ведь пусто без тебя и одиноко мне»…
В суету «особаченных» дней погружается ныне не только Горловка, но, пожалуй, весь мир. Однако только поэт из Горловки смог найти такое точное определение тому, что спустя 100 лет нежданно пришло на смену «окаянным дням» бунинского поколения. И, как тогда, обрушившееся время, пустило на слом миллионы людских судеб. Уехав или оставшись, люди продолжают в своем сознании объединять воображаемый и незабываемый мир прошлого с войной, которая стала реальной и грозной приметой настоящего. В памяти – названия улиц и районов, поселков и любимых мест свиданий и разлук. И эти картины порой выглядят конкретнее и точнее окружающей действительности. Возможно, потому что в них рядом любовь и дружба, и время, в котором все живы, молоды и даже счастливы. Об этом и пишет Иван Нечипорук:
«Город свой оставлю за плечами, и пойдёт косая полоса.
Майский день беззвучен и отчаян, и горят несмелыми свечами
Молочая жёлтые глаза»...
«Анфилада вязов долговязых, ясных ясеней и тонких тополей –
Этой улицей я с городом повязан, этой улицей привязан я к земле»...
«В октябре, что стал сплошным костром, быть бродягой хорошо и лестно мне.
И плывут за лобовым стеклом, тая за очередным холмом,
Благодатное, Маяк, Прелестное. так бы, не сворачивая вспять,
И мотался б трактами разбитыми, позабыв про отдых, тишь да гладь,
Имена посёлков напевать: Рассыпное, Бирюки, Сердитое»...
Было бы странно, если бы автор, которого заслуженно называют одним из лучших шахтерских поэтов, не вспомнил в своей книге о своем горняцком прошлом. Он посвятил этому несколько запоминающихся стихотворений, и в них обыденная героика и тяжелая романтика труда людей, добывающих «солнечную руду», предстает зримо и осязаемо. Это – ещё одно подтверждение таланта Ивана Нечипорука, объединившего в своей судьбе поэзию поиска творческих открытий в словесной руде, и прозу опасных, но жизненно необходимых людям будней добычи угля из руды подземной, но солнечной.
«Мелькают трубы, кабеля и рамы, гремят вагоны, сцепки тарахтят,
Отсчитывает жизнь кардиограмму, тряся нас словно маленьких котят.
Ну, вот и сбойка! Выгружайтесь, братцы!
И шаткой, и нестройной чередой, вдоль шахтных неизменных декораций,
Уходим в глубь, за солнечной рудой»...
«Глина становилась кандалами, как бубновые ругались мы в сердцах,
И грозы оранжевое пламя, полыхало знаменем над нами,
И дороге не было конца»...
«И всё закончилось войной… Верней, всё только начиналось»... В очередной раз – как точно сказано о том, что происходило на глазах всей страны, как всё начиналось и что из этого получилось. А ведь поначалу, вроде, действо не предвещало беды, хотя с первых дней озадачивало, вызывало изумление и непонимание. Хотелось осмыслить логику протестов, осознать истоки проявлявшихся всё зримее и неистовее ненависти, злобы, мстительного злорадства. Об этом пишут и напишут документальные книги и научные изыскания. Но самые искренние и честные свидетели – поэты и их стихи. Если, конечно, поэты настоящие и творчество их не заказное. Иван Нечипорук – из настоящих. Он пишет правду. Она может кому-то не нравиться. Но таково свойство правды. И поэтической, в том числе. Мнение поэта – всегда важно, ибо оно – от сердца. Оно не только о жизни, оно – о войне и мире.
«Тяжело земле держать удар: вирус злобы – вот реальная беда!
Новый штамм угробит человечность, человечество всё больше бессердечно –
В душах прорастает лебеда»...
«Во дни искушений великих грядёт осознанье потерь.
Тускнеют знакомые лики, слова превращаются в крики,
Но крикам не время теперь»…
«Мир рвётся чаще там, где тонко. Наш кряж в разломах и воронках,
Но ты не верь, что правды нет. Знай и по истеченью лет
За каждую слезу ребёнка однажды взыщется ответ»...
«Протесты шли сплошной волной, мы растерялись той весной
И в сердце усмиряли жалость. А воздух был уже больной
И всё закончилось войной… Верней, всё только начиналось»...
В одном из определений поэзии сказано кратко, но ёмко: «Это – любовь». Возможно, поэтому так много пишут поэты об этом всепоглощающем чувстве. Впрочем, как иначе… Ведь это - тоже одно из главных проявлений жизни, о котором рассказывать можно бесконечно. Находит свою заветную интонацию и Иван Нечипорук. Причем, любовь у него, как у всех поэтов, соседствует с дружбой, грустью, озарениями и ошибками, и даже высокопарными словами, которых, как сказал классик, «не надо опасаться». Он и не опасается. И потому лирический заряд книги ощущается от первых до последних страниц. «Жизнь даётся всем подряд, старость – только избранным» - утверждает поэт. Судя по книге, до старости ему ещё далеко. Значит, жизнь продолжается. Поэзия – тоже. Невзирая на тревожащую суету очередных «особаченных дней».
«Какая странная игра – уходят облака в ночное и там пасутся до утра,
роняя капли серебра в колодец моего покоя»...
«Нам счастья хочется иного – чтоб расколоть разлучный пост…
И верим – соберёмся снова во имя дружеского слова
Под сенью августовских звёзд»...
«Мысли, как листва парят в ясном свете октября,
Ставки все проиграны. И сомнения горят:
Жизнь даётся всем подряд, старость – только избранным»...