О романе Ивана Гоголева «Не отворачивайся, Богиня милосердия»
На ежегодной Большой Дальневосточной выставке «Печатный Двор», главном книжном Форуме Дальневосточного Федерального округа, роман народного поэта Якутии, писателя, драматурга Ивана Гоголева‒Кындыла «Не отворачивайся, Богиня милосердия» был удостоен Серебряной медали в Литературном конкурсе, в номинации Проза. Примечательно, что перевела роман Анна Гоголева, а автором обложки выступила Лена Гоголева, обе они ‒ дочери автора произведения.
В свое время этот роман на якутском языке как «Иэйэхсити кэлэтии» был выпущен в издательстве «Бичик» в 1993 году, затем переиздан в 2019-м. В переводе на русский язык он увидел свет в Издательском Доме Национальной Библиотеки и стал одним из самых читаемых произведений среди якутян. «Высокий уровень перевода такого сложного философского произведения определен глубоким значением языка оригинала и талантом автора перевода», ‒ отметила доктор филологических наук, профессор А.Н.Мыреева. Яркая красочная обложка с изображением якутской Богини милосердия с картины Лены Гоголевой, главного художника Саха театра, сразу притягивает взор. Профессиональный дизайн О.А.Камшилиной, редактура О.И.Карамзиной, качественная печать подчеркивают значимость и достоинства произведения.
В рецензии на эту книгу один из лучших литературоведов республики и страны, доктор филологических наук, профессор Н.Н. Тобуроков подчеркнул:
«В романе - все узловые проблемы XX века, художественно воплощенные в образах людей, с которыми встречается в жизни Кулусун, главный герой произведения. Трагедия века воспринимается автором особенно обостренно после потери любимого сына. Такую суровую правду о нашей жизни никто из якутских писателей ещё не писал. Проблемы алкоголизма, гонений на инакомыслящих, уничтожения традиций и обычаев народа, свободы личности. Здесь же мы впервые встречаемся с посланцем иного мира, пришельцем Эгосом. Так автор оттеняет и заостряет актуальные вопросы нашей планеты. Образы людей, на которых держится жизнь, и тех, которым чужда человечность. Своими действиями они оскорбили Богиню Милосердия, и она отвернулась от них. Но автор не теряет надежды на ее возвращение».
Роман написан в манере «магического реализма», направлении мировой литературы XX века, определённой именами Ж.Амаду, Г.Маркеса, Ч.Айтматова и других больших писателей, общими усилиями которых были выработаны типы сознательного, интеллектуального использования мифа в прозе.
Проблематику произведения, как и других романов И.Гоголева, отличает напряженность нравственно-философских исканий. Автора волнует весь спектр мировоззренческих вопросов, стоящих перед современным человеком.
«Следуя традиции олонхо, - подчеркивает доктор филологических наук А.Н.Мыреева, -автор закономерно выдвинул во главу угла традиционные нравственно-философские, религиозные представления народа саха, выраженные в вере Айыы – в Верховные божества, в вере в три части-кута души человека, составляющие его духовную суть – буор-кут, ийэ-кут, салгын-кут – земляной души, материнской души, воздушной души.
Главного героя романа Кулусуна – учителя якутского языка тревожит участь родного языка, он убежден: в судьбе языка – судьба народа. Мысли о родном языке органично сливаются с убеждением о роли традиционной веры. По верованиям Саха, в языке – душа народа, его жизненная сила – «кут-сюр». Материнская душа ийэ-кут – это и есть дух родного языка, без чего не может жить человек. Если исчезнет язык, погибнет народ. В романе звучит призыв о необходимости защиты, спасения языка. Это показано на судьбах героев повествования, в главах-новеллах, написанных в форме писем к сыну. В этих письмах отец через истории разных людей хочет рассказать сыну о жизни, в которой ему предстоит жить. В конкретных судьбах людей отражены приметы исторической эпохи: кровавые конфликты гражданской войны, годы политических репрессий, суровых испытаний Великой Отечественной войны, противоречия, послевоенные проблемы общества. Образ главного героя скрепляет новеллистическую структуру произведения. Волны времени проходят через судьбы, души людские.
Пережив трагедию - потерю горячо любимого единственного сына, Поэт долго молчал, но горе было так велико, что не могло не излиться в творчестве. Так появились трагические стихи «Черная чайка», роман «Не отворачивайся, Богиня милосердия» - о самых болевых моментах нашей истории, где отражена не только его личная боль, но и целого поколения, пережившего невосполнимые потери в войнах, сталинских лагерях, социальных и нравственных потрясениях, когда жизнь человеческая была обесценена в диктате насилия, гнета идеологической системы. «Не надо людей в винтиков превращать!» - звучит страстный голос Поэта и Гражданина в этом повествовании. Как монологи-исповеди воспринимаются письма отца к сыну, которому не суждено было их прочесть. В них переданы сокровенные думы автора о предназначении человека, роли природы в формировании нравственных основ личности, об истоках народной культуры, о родном языке. Как стихотворения в прозе, гимн звучат слова любви к родному языку. Персонажи в диалогах ведут напряженный разговор о смысле жизни, веры, о судьбах современной цивилизации.
Определяющими в мировоззрении северного народа являются взаимоотношения человека с природой. Герой романа делает важное для себя открытие: «В мгновения, когда душой сливаешься с природой, кажется, что это и есть настоящее земное счастье».
Уроки нравственного отношения к природе Кулусун получил от деда – народного мастера. Он ставил коновязи-сэргэ в знак преклонения перед родной природой. Благодаря почитанию, постижению Матери природы, как называют ее северные народы, слепой Куйуhутар стал великим сказителем-олонхосутом, «прозрел» сердцем, воспринимая красоту окружающего мира. Мудрость сердца в том, чтобы поклоняться родной природе, беречь ее как свою душу – учит народная мудрость, недаром в мировоззрении народов Севера, Природа – божественное начало, в Православии она - от Духа Святого.
Одним из первых в современной якутской литературе, подчеркивает А.Н. Мыреева, Иван Гоголев ввел в проблематику своих романов вопрос о роли христианства. Биографический герой романа убежден: «Настоящий поэт должен быть для своего народа подобен Христу», Тому, кто любил людей не только в своем учении, но и всей душой, пожертвовал собой ради людей, спасения человечества.
Учителя человечества – Будда и Христос наставляли, что главной силой, способной утвердить на земле мир и добро является вера. Здесь появляется мотив веры в единого бога: каждый человек должен иметь в душе своего бога, как это явствует из предания об удивительном человеке Ураты, исходившего землю в поисках истины, веры.
Значима и фантастическая линия романа: о загадках бытия герой романа беседует с пришельцем из Космоса – Эгосом, который замечает: «Ваша самая большая мудрость в том, что все в окружающем мире вы воспринимаете как живое, имеющее душу». В их диалоге звучит мысль о хрупкости, беззащитности жизни на земле: Эгос с космической высоты сравнивает землю со слезой.
Роман завершается преданием о людях, изгнавших Богиню милосердия, явившуюся им в образе прекрасной девушки. Исходя из интереса сиюминутной выгоды, из корысти персонажи легенды погубили свою приемную дочь. Трагическая нота произведения определяется состраданием к людям, которые сами изгнали бога из своей души и тем самым привели к гибели родную природу, в романе - реку Вилюй. Остро современна тревога писателя о том, что дух наживы, торгашества может привести человека к предательству лучших идеалов, к потере нравственности, разрушающих жизнь. Итоговая мысль романа – только после тяжелых испытаний, ценой больших усилий человек может обрести веру и к нему вернется Богиня милосердия.
В якутском оригинале роман имеет подзаголовок «Первая книга романа Иэйэхсит». Видимо, роман был задуман в двух частях. Автор хотел написать еще одну книгу. О чем она, мы, к сожалению, уже не узнаем. Но ясно одно – законом жизни является не жестокость, а милосердие. Верно, она была бы об истории возвращения Богини милосердия к людям. Теперь же это зависит от нас. Пусть нам в этом поможет волнующее обращение к людям в книге «Не отворачивайся, Богиня милосердия» Поэта и Гражданина Ивана Гоголева, который еще во времена жестких идеологических установок, метода соцреализма, прямо и смело отвечал, что он пишет методом сердцереализма, правды и совести. Несмотря на тяжелейшие обстоятельства, он не изменял своему долгу, призывая и словом, и делом идти по дороге чести, совести и добра. Не потому ли он один из немногих якутских поэтов еще при жизни был удостоен одного из самых почетных народных званий на Севере - Гора Солнца.