Саха академический театр им. П.А.Ойунского города Якутска в марте представил зрителям три премьеры в рамках цикла спектаклей, посвященных 100-летию образования Якутской АССР. Одной из этих премьер стал спектакль «Саhар5а хоптото» («Розовая чайка») режиссера Карла Сергучёва по одноимённому произведению юкагирского драматурга Геннадия Дьячкова.
Это уже вторая постановка пьесы талантливого юкагирского драматурга на сцене Саха театра. В 1983 году «Розовая чайка» была поставлена Андреем Борисовым, и роль Ярхадааны исполнила молодая актриса Домна Уйгурова. В нынешней постановке заслуженная артистка республики Домна Васильевна играет роль бабушки Ярхадааны, что весьма символично.
В своём произведении автор поднял проблему сохранения древнего народа юкагиров, красоты и богатства родного языка.
Герой драмы воспитан на сознании того, что его язык отмирает за ненадобностью. Однако под влиянием старого профессора-исследователя, увлеченно и любовно занимающегося юкагирским языком и его историей, у молодого человека открываются глаза. Он по-новому начинает понимать и смотреть на свой народ, его речь и обычаи. Так он становится поклонником традиционно культуры, гордится тем, что сотворил его народ. Автор уподобляет свой язык розовой чайке — редкой и замечательно красивой птице, занесенной в Красную книгу. Образ чайки был использован юкагирским писателем Семёном Куриловым в романе «Ханидо и Халерха». Таким образом, эта птица становится одним из ключевых образов и символом юкагирской литературы.
«В 1983 году Андрей Борисов начинал ставить этот спектакль, а затем внезапно и срочно уехал по личным делам. Через пару дней он вернулся, но уже не мог продолжить работу над спектаклем из-за смерти брата. Тогда он и попросил меня взяться за нее», — рассказал режиссер спектакля Карл Сергучев. Он отмечает, что эта история о юкагирах не дает ему покоя вот уже 40 лет.
«Она заставляет нас думать о людях. Однажды мы с Андреем Саввичем долго рассуждали и пришли к мысли, что если юкагиров не станет, то человечество тоже начнёт исчезать. Без юкагиров мир – погибнет. При этом жизнь у них не такая простая. Видение их мира — особенное. Всем стоит обратить внимание на это», — добавил он.
После премьеры Сергучев признался, что остался доволен спектаклем и актерами.
«Во-первых, это большая и интересная работа. Актёры проявили себя невероятным образом, преодолев себя, своё волнение. Но наличие таких мастеров, как Ильяна, Дьулустан и Домна придавало уверенности. Когда спектакль стал раскачиваться и дошел до финала, они поняли, что дух их потащил вперед, и им удалось сыграть на высоком уровне», — рассказал режиссер.
Изначально в репетициях принимало участие 12 человек, но в январе 10 из них заболели. А позже театру и вовсе пришлось закрыться на карантин.
«Нам пришлось преодолевать трудности, практически начинать постановку заново, но за восемь репетиций мы восстановили спектакль и показали его» — заключил Карл Сергучёв.
Текст Андрея Петрова
Фото Виктории Корякиной