Продолжаем серию публикаций лекций выдающегося русского поэта Юрия Кузнецова на вечные темы поэзии, которые будут интересны не только пишущим, но и читающим людям, чтобы глубже понимать поэтические тексты
XIX век силен вечными темами, воплощением их в поэзии. Сейчас нет вечных тем, все политизировано, растаскано по мелочам. Человек - homo sapiens - человек разумный. Тема - безумие. Пословицы: «Каждый сходит с ума по-своему». «Когда Бог хочет наказать человека - лишает его разума».
В Евангелии, в 1-ом Послании святого Павла коринфянам сказано: "Ибо мудрость мира сего есть безумие перед Богом". Во 2-ом Послании Павла – очень мудрые вещи.
Кассандра, в греческой мифологии дочь Приама и Якубы, патриотка Трои. Ее любви домогался Аполлон, наделил ее пророческим видением, а она его обманула. Тогда бог ее покарал: люди перестали верить вещим словам. От Кассандры нить к Лермонтовскому пророку – люди ему не верят.
В мировой поэзии два безумца: король Лир - сошел с ума от неблагодарности дочерей и вероломства зятей. Две старших дочери пели дифирамбы о своей любви к отцу, а Корнелия - "люблю, как велит долг", ее посчитал неблагодарной, лишил наследства. А после две старшие выгнали его в ночь, в степь, в грозу. Все монологи Лира - безумие с прозрением одновременно. В конце умирает - потрясение человека неблагодарностью и злобой. Второй безумец - Дон Кихот. Достоевский писал, что если бы от человечества ничего не осталось, остался только "Дон Кихот" Сервантеса, то по этой книге узнали бы все человечество. По жанру - это пародия на рыцарский роман. Одно из ключевых мест – вторая часть романа, когда Дон Кихота вернули, применив хитрость, околдовав. Он дома, обо всем рассуждает здраво. Разговор с цирюльником и священником, интересна реакция Дон Кихота на рассказ цирюльника о сумасшедшем. Есть в романе место, которое перекликается с античностью. При Трое, когда убили Ахилла - спор о доспехах, присудили не Аяксу, а Одиссею. Аякс возмутился и наказан безумием от Афины. Он стал рубить стадо быков, как Дон Кихот - овец.
Разновидности сумасшедших:
Юродивые (блаженные) - храм Василия блаженного, обличал Ивана Грозного. Грозный боялся прикоснуться, так как у-Богий. ( В арабском мире дервиши - в Турции, Персии, Средней Азии, Индии). Часто упоминаются в летописях. Жили при монастырях. Лишены разума (рацио), им открыто интуитивное знание Бога.
Последний пример начала века - "Фома Гордеев". Юрод кричит: "Кибитка потеряла колесо" - пророчество. Этим романом восторгался Джек Лондон, а Чехов написал: "черты провинциализма, надо жить в столице".
Одержимые (бесноватые). Бесы вселились, что сейчас наблюдаем. Евангелие от Марка гл.8, ст.28 – 32 притча об одержимом бесами.
В "Бесах" Достоевского - больная Россия: "Это точь-в-точь, как Россия, бесы выходят из больного и входят в свиней - за века. Мы (бесы), изгнанные из России, бросились со скалы в море. Но больной исцелится, и падет у ног Иисусовых". По-гречески паранойя - безумие. У Гойи офорт: "Сон разума порождает чудовищ".
У Пушкина несколько персонажей, которые сходили с ума по сюжету, должны были сойти - это входило в художественную задачу: в "Пиковой даме" - Герман, в "Медном всаднике" – Евгений, последнего "схоронили ради Бога". Пушкин - полнокровный гений, уравновешенный, цельный, но в 1833 году пишет стихотворение "Не дай мне, Бог, сойти с ума".
Тютчев стихотворение "Безумие". В русской литературе всегда безумие слито с природой. "Пророк" Пушкина - гений и безумный, затронуты небо и подземные воды.
Боратынский "На смерть Гёте".
Герцен. "Доктор Крупов", выдвинул теорию, что все люди безумны. Самые главные мотивы - мания величия и мания преследования, которые часто смыкаются. (Манией величия поражены 90 процентов писателей в разной степени.) Доктор Крупов об убогом мальчике: когда уходил в лес - оживал, среди людей - безумен.
Гоголь: "Записки сумасшедшего». Гениальность Гоголя: когда Поприщев в конце попал в сумасшедший дом, вспомнил родной дом, матушку - выключен ум, работает чувство.
Лу Синь (20-ые годы) в Китае. Любил Гоголя, в подражание "Запискам сумасшедшего" написал свое произведение «Подлинная история А-Кью»: собака странно глядит, люди странно шепчутся. Все 4 тысячи лет людоедство, люди пожирают друг друга. Трудяга, работает на подземных работах, его избивают, а он о своем мучителе - это мой старший брат, и веселый идет в кабак.
Сологуб: "Мелкий бес" - недотыкомка.
Гаршин – Х1Х век - "красный цветок - все зло мира". В русской литературе всегда не просто так, а с идеей сумасшествие.
Беранже: "Честь безумцу, который навеет человечеству сон золотой."
Бодлер: "Семь стариков".
Апухтин: "Сумасшедший" - все оттенки сумасшествия.
Хлебников - поэт-сумасшедший, поэт для поэтов, наряду с безумием изумительно чистые строки. На грани сумасшедшего и юродивого. И притворялся, и на самом деле. Составил математические циклы: Лермонтов погиб в 1841 году, в 1941 - война, что-то ужасное предсказал в 1917 году - революция. Его сумасшествие пытался имитировать Заболоцкий, который был совершенно трезвым. Ничего не получилось. Прошел три превращения. В конце пришел к чистому слову.
Хармс и обериуты - игра, не сумасшествие. Ницше - выворачивал Евангельские истины - сошел с ума. Декаданс создал «Эстетику безобразного», творчество навыворот.
Тема "Гений и безумие" - сложная тема, в ней есть и социологический аспект, надо рассматривать отношения с обществом.
Стенограмму лекции сделала поэтесса, член Союза писателей России Марина Гах