Лекция, прочитанная в Литинституте
Аристотель и Блаженный Августин писали о времени: если остановится хоть на одно мгновение - мировая катастрофа. Как философы, так и поэты разделяются на истинных и ложных. Поэты Божьей милостью - истинные, они различаются по степени таланта и по удивлению перед миром. Удивление - главное качество человека, философа, если человек не удивляется - это машина. Истинные поэты и философы удивляются живому миру, природе. А ложные удивляются слову, тексту, уже написанному – это книжные поэты, для них первоисточник не природа, а книга. Есть переходные типы.
Прикосновение или контакт определяет истинное это явление или имитация (ложный выпад). Нежное, грубое, ласка, удар - всё это прикосновения.
Ахматова: "Муж хлестал меня узорчатым,// Вдвое сложенным ремнём." Блок: "Подойди, подползи - я ударю,// И, как кошка, ощеришься ты". Луговской: "Мне рубашку прожгут молодые горячие груди".
В природе есть трава-недотрога! Наступишь, тронешь – вянет, отойдешь - распрямляется. Трепет - прикосновение живого. Тютчев "Летний вечер":
Река воздушная полней
Течет меж небом и землёю,
Грудь дышит легче и вольней,
Освобождённая от зною.
И сладкий трепет, как струя,
По жилам пробежал природы.
Как бы горячих ног ея
Коснулись ключевые воды. (Объем полный - воздушная река и подземные, ключевые воды).
Прикосновение к мёртвому. В Ижевске нужен был мотор в войну, не могут вычислить неисправность, мало времени, нужно долго искать, делать разные расчеты. Пригласили мастера-умельца, который не оканчивал институтов, был самоучкой, но чувствовал металл. Он поводил пальцами по поверхности металла и обнаружил внутри пузырек воздуха, определил неисправность прикосновением.
Фет - ощущение другого мира, другого человека:
И не нужно речей, ни огней, ни очей -
Мне дыхание скажет, где ты.
(Это будет позже у Бунина, потом у Казанцева.) "Ещё акация одна с цветами ветви опускала" - через поэтическую деталь, через птичку поэт описывает свои чувства
Рифма - эхо, соприкосновение, укрупняет стихотворение смысловая нагрузка рифм. Например: у Пушкина:
Я помню чудное мгновенье,
Передо мной явилась ты.
Как мимолётное виденье,
Как гений чистой красоты.
Если выписать рифмы, получается сокровенный смысл стихотворения: «Мгновенье ты. Виденье красоты».
Украинский поэт В. Сосюра. Стихотворение "Воронёнок": прикоснулся к птенцу - природа пришла в ужас, отпустил - угомонилась.
В. Казанцев: "Ветер, тучи, грозы-скороливы. Говорливы, жгуче торопливы… Не дотронусь." - весь такой, боится прикосновения, не только плотского, но и души. "Я слушал, как звенели льдины, когда мой голос трогал их". Ещё стихотворение, человек в лесу:" Тропинок старых не нашёл. Я глубже в дебри заглянул ". Всё живое ушло, напугалось, и страх коснулся его, он тоже пришел в ужас. Живой ужас, что в природе, что в человеке. Но не справился. Получилось литературное стихотворение. Отрицательный пример: "А если трудно сердцу твоему…// Сначала соседу, потом другу, после - никому!" Надо - к Богу, нет выхода поэтического, но в этом он остается верен себе. Самое главное прикосновение - к Богу, через сияние, трепет.
Поэзия возникает от соприкосновения. С-частье - с одной частью мира соприкосновение.
Прасолов: "И юное в щёки мне дышит холодным, смеющимся ртом".
Тема для стихотворения: девушке передать бы вступление в холодную воду – прикосновение.
Есть прикосновения, которые вгоняют в страх: галлюцинации, привидения, то, чего нет. Грубое соприкосновение - удар. Состояние человека на войне: на него идет танк: "Дымится бронь от взгляда" - книжное соприкосновение, люди приходят в ужас, их ведёт и поднимает нечто высшее, что за пределами разума.
Чем больше соприкосновений, тем живее и плотнее ткань стиха. Классический пример соприкосновения у Пушкина: "Для берегов Отчизны дальней": "И ты от тяжкого лобзанья уста свои оторвала... Но поцелуй я жду. Он за тобой".
Достоевский: "Преступление и наказание", образ Свидригайлова - здорового человека, который не чувствует потусторонних прикосновений, но когда его организм ослаб – ощутил.
Рубцов "Вечером в кустах лучше не встречаться".
Будда - лежит верёвка, человеку кажется, что змея, и он боится. Страх прикосновения - мерещится.
Есть ложные галлюцинации, когда осуществляется контроль рацио, на этом построены метафоры, когда один предмет кажется другим, если возводить в принцип, получается отрицательный результат. Например: Серп месяца, убирается месяц, остается серп. Это ложный принцип, на этом весь Пастернак. Можно разобрать, в чём ложь и пустота Пастернака. В поэме "1905год": "Точно Лаокоон будет дым на трескучем морозе... оголяясь, как атлет". Ахматова "Поэт" - восхваляла его через десять лет: "За то, что дым сравнил с Лаокооном,/ Кладбищенский воспел чертополох.../ Он награжден каким-то вечным детством". (Здесь детство инфантильное). В дыме нет страдания, это пустая метафора. Лаокоон - греческий жрец, возражал против троянского коня, чем рассердил Афину. Когда приносил жертву Посейдону, приплыли две змеи, растерзали Лаокоона и его детей, и уползли в храм Афины. После этого троянцы завезли коня. Пастернак устранил Лаокоона, оставил одних змей дыма - это инфантильность. Ахматова восхищалась пустотой. Так использовать метафору нельзя, здесь нет культуры. Метафора живёт не внешне, а в развитии. Пушкин "Как пахарь битва отдыхает " ("Полтава"). Толстой: "Капитан, покуривая, отдаёт приказ" – это его работа, не поза, уловлены корни. У Пастернака - пустая напыщенность. Этим же наполнен Вознесенский, для которого Пастернак - вся академия разом.
Стенограмма лекции записана Мариной Гах