В тёмные времена хорошо видно светлых людей.
Э. М. Ремарк
Для любого ребенка сказки имеют огромное значение. Ведь именно через них он может погрузиться в волшебный мир придуманный автором. Побывать в местах, в которых никогда в этом мире не будет, узнать о несуществующих видах растений и животных. В общем, весело и с пользой провести время.
Но сказки это не просто окошко в необычный мир, но и важный учитель. Этот учитель рассказывает маленьким людям, что такое хорошо и что такое плохо. Дети в своем сознании начинают подражать понравившимся им героям, представлять себя ими и действовать согласно с их жизненными ценностями и установками.
Детям сказки необходимы как воздух. Сказки помогут им стать мудрее, добрее, терпимее, понять, что такое добро и попытаться вместе со сказочными героями победить зло. В сказке можно найти выход из любой, даже самой запутанной и безвыходной ситуации, ведь в сказке возможно все!
Сказка – это мостик между вымыслом и реальностью. В душе каждого человека найдется место для сказки. Сказка может оказывать влияние на всю жизнь. Иногда с взрослением для читателя в понравившейся сказке открывается новый смысл, и находятся ответы на вечные вопросы.
Сказка… Кажется, само это слово светится и звенит, унося нас в удивительный мир прекрасных и опасных приключений, фантастических чудес... И читатель сам воображает себя смелым, сильным, а главное – справедливым и добрым героем волшебной сказки. Он сам готов сражаться против зла и коварства.
Народные сказки привлекали к себе внимание писателей. И появились герои, созданные писательской фантазией братьев Гримм, Шарля Перро, Ганса Христиана Андерсена, Александра Пушкина, Алексея Толстого, Павла Бажова, Вильгельма Гауфа, Александра Волкова и многих других. Русские народные сказки, издаваемые огромными тиражами и сказки русских писателей на темы русских народных сказок... Перечислять можно бесконечно. Но я хочу поговорить о сказках Генриха Дика.
Мне кажется, что сказка – всегда ровесница тем, кто ее слушает, читает или смотрит на сцене, то есть и детям, и подросткам, и взрослым. И вот я очутилась в сказочном мире с его тайнами и чудесами, когда начала читать невероятные, захватывающие истории современного российско-немецкого писателя, поэта, драматурга, переводчика, журналиста, издателя и общественного деятеля Генриха Дика.
Печальная история «Голубей дяди Анцлето», потерявшая час времени принцесса Страны Бережливости и Чистоты, секунда Лора с её гардеробом, приключения гнома Артемида, трагическая история художника Лютнера – это новые сюжеты, неожиданные образы и действия, становление сказочными самых обычных существ и житейских явлений. В сказках Дика ярко проступили его взгляды на мир вещей и человеческие взаимоотношения.
В них можно увидеть невидимое – живую душу, которая умеет смеяться и плакать, грустить и веселиться. В сказке можно увидеть душу травинки, которая колышется от легкого дуновения, как будто хочет что-то сказать. Увидеть душу танцующих на ветру листиков. Наконец, увидеть душу самых обыкновенных неодушевленных персонажей.
Таким сочетанием фантастического и реального автор достигает удивительного результата: зрители и читатели начинают верить в то, что голуби действительно разговаривают, а «мёртвые» краски не дают писать «живые» картины. Дик учит нас добру и состраданию. Мы осуждаем рябого Фридриха и жадного искусствоведа Германа, сочувствуем Артемиду. Мы смеемся над жадностью, глупостью и ложью и верим в добро и справедливость.
В хорошей сказке не меньше жизненной правды, чем во всякой повести, пьесе или поэме. Сказка любит поиграть и помечтать. Но чувства, которые испытывают сказочные герои, – не выдуманные, а настоящие. Сказка – вымысел, и все же она учит правде. Правде и справедливости.
А насколько я была поражена, когда прочла пьесы-сказки из книги Генриха Дика «Тайны чёрного замка» (Пьесы для детских и юношеских театров). Удивительные «истории» полны удивительных событий, приключений, чудес. В пьесе «Тайны чёрного замка» трое друзей проходят через различные испытания и, «преодолев слабые свойства своих характеров, побеждают себя, отвергают зло и исполняются чувствами дружбы и возвышенной любви, готовой принести себя в жертву ради другого» (Г. Рязанцев-Седогин).
Но, забавляя зрителей, сказка доводит до них серьезные мысли и большие чувства. Потому-то зрители и принимают ее со всей правдой и вымыслом всерьез. Вымысел в пьесах Дика несравненно тоньше, умнее, поэтичнее. За всеми сказочными чудесами внимательный зритель разглядит то поистине чудесное, что таится в глубоких человеческих чувствах – в любви, в дружбе и верности.
«Добрый волк» представляет собой авторскую компиляцию известных сказок. Писатель использовал сюжеты сказок для создания собственного художественного мира. Эксцентрический вымысел, остроумная игра со словом, тонкое понимание детской психологии. Ну и конечно, истинное украшение сказок Дика – простой и изысканный юмор. Чего там только нет: и волшебство, и сатира, и патетика! Генрих изрядно преобразил, а точнее сказать – обогатил классический сюжет. В наше время просто необходимы такие сказки – изящные, ироничные.
«Странник Кранц», третья пьеса-сказка, рассказывает о мире цветов, в котором есть император, короли, принцессы, рыцари-роботы, разбойники и благородный пёс Дружок.
Чем больше вымысла в сказке, тем достовернее должна быть ее основа – характеры действующих лиц, их побуждения и поступки. Если в сказке будет все сплошь неправдоподобно, вас не удивят в ней самые сногсшибательные чудеса и волшебные превращения. Жизненность и правдоподобие характеров, убедительность поступков и речей действующих лиц свойственны этой сказке, ибо ее герои, как во всех пьесах, говорят сами за себя, без авторских рекомендаций и пояснений. Да к тому же на сцене со всей очевидностью проявляется правда или фальшь пьесы.
Но всё же очень осторожно, двумя-тремя словами, автор подсказывает зрителю, что превращения, происходящие на сцене, надо понимать тоньше, что, в сущности, они отражают перемены, которые совершаются не на поверхности, а в сокровенной глубине человеческих сердец. И от этого пьеса становится ещё интереснее, ещё сказочнее.
Чувство меры и такта, позволяющее сочетать правду с фантастикой и с театральной условностью, нигде не изменяет автору сказок, помещенных в сборнике «Тайны чёрного замка». Но небылица в этих сказках никогда не бывает ложью или фальшью. Вместе с былью она служит той нравственной и художественной правде, которую призвана выразить сказка.
«Откуда в Генрихе Дике эта внутренняя гармония, которая позволяет ему с кажущейся лёгкостью изображать этих удивительно чистых героев?» – спрашивает Г. Рязанцев-Седогин.
Я думаю, что секрет успеха сказок Дика заключён в том, что, рассказывая о королях, принцессах, говорящих собаках и цветах, он выражает наши мысли о справедливости, наше представление о счастье, наши взгляды на добро и зло. В том, что его сказки – настоящие современные актуальные пьесы. Кстати, «игра» между добром и злом ведётся по-честному. Писатель не ограничивается утверждением: «Он или она – плохие». Это не отвлечённое зло, ибо даже вредные министры и драконы выглядят у него вполне человечно и рассуждают весьма убедительно и обоснованно. Как и в жизни. Только в отличие от жизни эти рассуждения ничуть их не оправдывают.
Автор сочиняет пьесы из настоящей, всамделишной жизни, а сказка не может обойтись без чудес и волшебных превращений.
Первым и основным достоинством сказок Генриха Дика лично я считаю умение коснуться важного и серьёзного, не исказив при этом чистоту и наивность духа сказки, привнести в сказку черты повседневности и узнавания и при этом не разрушить ощущение чудесного.
Погрузиться в мир сказок Дика проще простого – уж больно узнаваемы большинство из его персонажей. Однако это не означает, что сказки превращаются в обычные сатирические или бытовые пародии. Да, многие отрицательные персонажи приземлены, но все герои остаются «сказочными». И уж действительно сильными, чистыми и прекрасными остаются чувства и поступки героев. Из этого отнюдь не следует вывод, что они возможны лишь в сказке. Мне кажется, Генрих Дик, наоборот, показал, что всё негативное – мелко, изменчиво и преходяще, его нужно заново увидеть в каждой эпохе. Зато добро, милосердие, отвага, любовь – и есть то вечное, что так кристально ясно хранят сказки, вне зависимости от их «актуальности».
В мире нет ничего случайного, мир держится на любви, красоте, благородстве и самопожертвовании, – утверждает автор (Л. Терёхина).
В своих пьесах Генрих Дик показал, как современны и актуальны могут быть проверенные веками сюжеты. Показал, что в сказках, которые считались «детским чтивом», заложены важнейшие нравственные вопросы и решаются серьёзнейшие жизненные проблемы.
Мораль проста и прекрасна: именно сильные и чистые чувства по-настоящему сказочны, именно они творят чудеса. И, по мнению писателя, увидеть эти чудеса можно и в обычной жизни. Стоит только захотеть.
Сказки Генриха Дика разные: смешные и грустные, добрые и не очень, нравоучительные и обучающие. И каждая сказка увлекает и уносит в другой, волшебный захватывающий мир, полный загадок и тайн. Сказки Дика не только развлекают, но и дают повод задуматься над вечными истинами: добра и зла, правды и лжи. Их необходимо понять не только умом, но и почувствовать всем сердцем, и они обязательно оставят свой след в душе – это сгустки тепла, света и чувств.
07.04.21